Привет, Гость! Регистрация RSS
МЕНЮ САЙТА

Топ-10 статей
1 . Планета Нубиру
2 . Голубая кровь
3 . Луна обитаема
4 . Кто живет на Луне?
5 . Вимана - древний летательный аппарат
6 . Гениальные люди
7 . Пропавшие самолеты
8 . Космические корабли древних
9 . Где умер Наполеон Бонапарт?
10 . Кто заплетает косички лошадям?

НОВИНКИ
10.08.10
Юный эрудит № 8 2010
12.07.10
Юный эрудит № 7 2010
13.06.10
Юный эрудит № 6 2010
11.06.10
В мире науки №6 2010
19.05.10
В мире науки №5 2010
22.04.10
Юный эрудит № 4 2010

Категории раздела
Сенсации наших дней [27]
История техники [19]
Тайны Космоса [32]
Проекты века [12]
Луна [9]
Марс [6]
Юпитер [1]

П Л А Н Е Т А __ З Е М Л Я
Экзотика [6]
Катастрофы [38]
Поиски кладов [17]
Чудеса природы [16]
Аномальные зоны [36]
Соседи по планете [4]
Страны и континенты [25]
Тайны морских глубин [12]

---- Н Е П О З Н А Н Н О Е ----
Необычные существа [30]
Взгляд в будущее [2]
Призраки [19]

----- И С Т О Р И Я -----
Об известном [34]
Голоса прошлого [45]
Миф и реальность [21]
Находки археологии [27]
История под запретом [12]
Знания древних цивилизаций [14]
Совершенно секретно [32]
Белые пятна истории [51]

----- У Ф О Л О Г И Я -----
UFO Неожиданный аспект [23]
НЛО и пришельцы [16]
Большая подборка статей об НЛО
UFO Глазами очевидцев [10]

----- Ч Е Л О В Е К -----
За гранью возможного [37]
Экзотические племена [9]
Жизнь после смерти [10]
Обыкновенное чудо [7]
Люди-Феномены [37]
Линия судьбы [36]
Магия [13]

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

free counters

Главная » 2010 » Сентябрь » 5 » Проект "Аэлита"

Проект "Аэлита"
Рубрика: Проекты века
Статья размещена: 05.09.10
Посмотрели: 8565


Проект "Аэлита"

Один мой знакомым недавно рассказал занятную историю. Вскоре после сообщений СМИ о запуске сразу несколькими странами автоматических кораблей к Марсу учитель его сына-восьмиклассника задал на уроке вопрос: "Кто и когда послал туда первый космический корабль?" Вопрос оказался для ребят слишком трудным, они долго переглядывались. Наконец встал один из лучших учеников и заявил, что наша страна послала на Марс корабль с двумя космонавтами где-то в 20-х годах прошлого века!

История не столь уж смешная: парнишка прочел "Аэлиту" Алексея Толстого и принял фантастическое произведение за документальное. К сожалению, нынешнее поколение практически не знакомо с историей отечественной космонавтики, а многие даже не знают, в каком году в космос полетел Юрий Гагарин. Хотя чему тут удивляться - совсем другим "героям" посвящают сейчас свои публикации российские СМИ.

 А поэтому не грех вспомнить о первых шагах марсианской эпопеи.

Годы 1961-1962-й были эпохальными в истории как отечественной, так и мировой космонавтики. Наш Главный конструктор (так в прессе называли тогда еще засекреченного С. П. Королева) после успешных запусков межпланетных аппаратов к Луне и Венере почти целиком переключился на создание первого пилотируемого космического корабля и отработку пилотируемых полетов. В эти годы в космос отправились Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова. Запуски космических кораблей с экипажами следовали один за другим. На их фоне почти незаметным оказалось сообщение о том, что в ноябре 1962 года к Марсу отправилась автоматическая межпланетная станция. "Марс-1" поддерживал связь с Землей до марта следующего года. Когда она прервалась, до Марса оставалось еще три месяца полета.

Сейчас наши читатели, помнящие хронику марсианских исследований, задаются вопросом: почему множество межпланетных аппаратов были посланы в последующие годы к Луне и Венере, а в полетах к Марсу после этой неудачи наступил большой перерыв - девять лет? Современные журналисты, плохо знающие космическую тематику, утверждают, что Королев по приказу КПСС и лично Хрущева включился в "лунную гонку" и ему просто было не до Марса.

Эти утверждение неверно хотя бы потому, что разрабатываемая в его КБ новая суперракета "Н-1" длиной 120 метров и весом 3.000 тонн предназначалась для высадки человека не только на Луну, но и на Марс. Королев надеялся осуществить марсианский проект в течение ближайших 10-12 лет, по крайней мере не позже 1974 года. Ну а сроки полета на Марс, в отличие от полетов к Луне и Венере, определяются не только планами конструктора, но и (из-за ограниченных скоростных возможностей современных жидкостных ракет) взаимным расположением Земли и Марса. Наиболее удобное для полета расположение планет бывает всего 1-2 раза в десятилетие. И, наконец, главным конструктором межпланетных станций был не Королев, а Георгий Николаевич Бабакин (он разделил судьбу Королева, скоропостижно скончавшись 3 августа 1971 года в возрасте всего 56 лет).

Можно даже утверждать, что СССР не посылал в 60-х годах автоматических станций к Марсу, поскольку планировал послать к нему корабль с экипажем.

Первый проект экспедиции к Марсу под кодовым названием "МАВР" был вчерне разработан уже к середине 60-х годов. "МАВР" - лишь сокращенное название проекта "Марс-Венера", в рамках которого межпланетный корабль с экипажем должен был сначала совершить облет Венеры, сбросить на нее автоматический зонд, а затем, ускорившись в ее гравитационном поле, лететь дальше к Марсу. Напомню, что полеты на Венеру и на Марс осуществляются в одном направлении, когда эти планеты находятся по ту сторону Солнца. Лететь с Земли прямо на Марс пока не позволяют возможности ракет на жидком топливе, поскольку для такого полета требуется не вторая космическая скорость - 11 км/сек, а третья - 16 км/сек, так как полет должен в этом случае происходить против гравитационных сил Солнца. А при второй космической скорости марсианская эпопея должна была бы продолжаться 500-600 суток.

С учетом столь длительного полета на Земле отрабатывались его отдельные этапы: три испытателя провели ровно год в ограниченном пространстве, имитирующем кабину марсианского корабля, другая группа испытателей несколько месяцев питалась пищей, приготовленной из водоросли хлореллы, которая выращивалась в собственной "марсианской" оранжерее. Третья группа свыше месяца провела в кабине центрифуги в условиях искусственной тяжести, создаваемой за счет вращения. Тогда еще не было опыта длительного нахождения человека в невесомости, и на марсианском корабле предполагалось создавать искусственную тяжесть.

Одновременно в рамках проекта «МАВР» разрабатывался и посадочный исследовательский комплекс, которому предстояло, отделившись на марсианской орбите от доставившего его корабля, совершить мягкую посадку на поверхность Марса. Прорабатывалось два варианта комплекса: в первом он превращался в стационарную марсианскую лабораторию, а экипаж совершал разведывательные рейсы на джипе с электроприводом в радиусе до 20 километров от базы. Численность высаживаемого на поверхность планеты экипажа 3-4 человека.

Во втором варианте вся лаборатория делалась подвижной. Теперь это был уже не джип, а тягач с жилым блоком, который вез за собой на прицепе ракету для возвращения (нечто типа американского спускаемого лунного модуля). Как шутил один из разработчиков этого проекта возить за собой ракету надо было из-за возможного существования зловредных марсиан: оставишь ее без присмотра, еще и сопрут!

Тем временем Королев переработал первоначальный проект «Н-1», увеличив ее грузоподъемность почти до ста тонн. Под это начал проектироваться новый, более тяжелый посадочный      исследовательский      комплекс (проект «Аэлита»). Теперь это был целый трехзвенный поезд с экипажем из трех человек (пилот-планетолог, вpaч-биолог, пилот-механик). «Поезд» был рассчитан на автономное движение в течение месяца со средней скоростью 12 км/час. Основным был жилой блок-лаборатория, к которому была прицеплена ракета возвращения с приспособлением для вертикального старта. Третьим в сцепке был ядерный энергоблок типа «Ромашка» мощностью 100 киловатт. Колеса «поезда» по одному из вариантов проекта имели диаметр четыре метра. После многочисленных проработок вес ракеты для возвращения удалось довести до 2,2 тонны.

Существенные коррективы в разработку советских проектов посадочных марсианских модулей внес пролет мимо Марса американской автоматической станции «Маринер-4» в июле 1965 года. Ранее предполагалось, что давление марсианской атмосферы, по оптимистическим оценкам, достигает 85 миллибар, по пессимистическим - 25 миллибар. «Маринер» дал существенно меньшую цифру - всего 6 миллибар. А это означало коренной пересмотр концепции осуществления посадки на поверхность Марса, скоропостижная смерть С.П.Королева в  1966 году, неудачи нескольких запусков ракеты «Н-1» и особенно ее взрыв во время старта в 1969 году, уничтоживший весь стартовый комплекс, поставили крест на пилотируемых лунных и марсианских программах. Пришлось возвращаться к старым испытанным, но гораздо менее мощным ракетным системам: королевской «семерке» со стартовой массой 300 тонн и челомеевскому «Протону» (600 тонн).

А в 1971 году, когда Марс был на удачной, с точки зрения астронавигации, позиции, началась своего рода «марсианская гонка», в которой участвовали два советских аппарата «Марс-2» и «Марс-3» и американский «Мари-нер-9». На старте мы были первыми: «Марс-2» стартовал 19 мая, «Марс-3» - 28 мая, а «Маринер-9» - 30 мая. Советские аппараты весили примерно по 5 тонн, американский - в пять раз меньше. В итоге на финише «малыш» немного обогнал «тяжеловесов». Так, в ноябре 1971 года первый земной аппарат достиг Марса.

Первым искусственным спутником Марса стал американский «Маринер-9». За время работы на орбите он передал 7329 снимков поверхности планеты с разрешением до 100 метров. Впервые земляне увидели «вблизи» и оба спутника Марса.

28 ноября 1971 года искусственным спутником стал «Марс-2», а 2 декабря - «Марс-3». У последнего, однако, имелось более сложное задание - он должен был осуществить мягкую посадку на поверхность планеты и передать информацию оттуда.

В 16 часов 44 минуты по московскому времени спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» на скорости 6 километров в секунду вошел в атмосферу планеты. Началось аэродинамическое торможение с помощью тормозного конуса. Когда скорость снизилась до сверхзвуковой, сработали пиропатроны, выбрасывающие вытяжной, а затем и основной парашюты. Сбросился уже ненужный конус. Скорость снижения упала до дозвуковой. На высоте 30 метров радиовысотомер включил тормозной двигатель мягкой посадки. Одновременно парашют увелся в сторону двигателем увода, чтобы купол не накрыл посадочный модуль. В общем, процедура очень похожа на ту, когда с транспортного самолета сбрасывают десантные самоходки, только все происходит в условиях в сотни раз менее плотной атмосферы.

В 16 часов 50 минут пришел первый сигнал с поверхности Марса, но через несколько секунд пропал. Сохранилась лишь связь с орбитальной станцией. Причина прекращения связи со спускаемым аппаратом так и осталась невыясненной.

Искусственные же спутники продолжали выполнять заданную программу исследований поверхности Красной планеты и его атмосферы до августа 1972 года.

Теги: космос, проект, Тайна | Рейтинг: 5.0/11



Вместе со статьей " Проект "Аэлита" "
обычно, читают следующее:
Ваш IP : 54.146.5.196

Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Праздники сегодня

Это - интересно

Новости науки

Реклама



Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz