Рубрика: Поиски кладов
Статья размещена: 16.06.11
Посмотрели: 4512
Предания о проклятых кладах появились не на пустом месте, а из народной веры в то, что те, кто совершил преступления ради обладания чужими ценностями и спрятал их до лучших времен, непременно понесут справедливое наказание. Приняв за основу выверенный практикой тезис, что слова мудрецов частенько материализуются, примем за основу и то, что у иных гробов всё-таки есть карманы. Не в переносном, а в прямом смысле. Иоо всевозможные эпистолярные источники прямо-таки пестрят сведениями о так называемых драгоценных погребениях, когда покойного, пролив дождь золота и бриллиантов, предавали земле, не лишая того, без чего своего бытия не мыслил. Наверняка, именно отсюда пошло проклятие: «Давись золотом, когда околеешь». Бизнес кладбищенских кладоискателей, как правило, невозможный без архивных изысканий, оперативных разработок, которым позавидовали бы историки и сотрудники спецслужб, похож на остросюжетные бесконечные по протяжённости детективные романы. Если даже выемка ценностей из могил завершалась успешно, позже, иногда годы спустя, кладоискателей настигала расплата. Порой абсурдная по жестокости, непостижимая по мистичности. Во второй половине XIX века в одном из старейших городов России, Костроме, процветало купечество. Среди этого торгового сословия попадались люди, сказочные состояния которых сочетались с экзотичностью поступков. К примеру, купчиха Мария Сысоева, несмотря на ослепительную красоту, остатки которой были заметны до глубокой старости, так и, не вышла замуж, потому не сомневалась в том, что появись в её пяти домах муж, примется подворовывать, с целью прибрать к рукам всё, и обязательно убьёт. А прибирать к рукам было что. Поговаривали, будто Сысоева активы, на которые закупала колониальные товары, размещала в московском банке, акционером которого являлась. Половину же жирных прибылей держала в своей спальне -в непомерных размерах полой дубовой колоде, на которой спала, завещая в той же колоде схоронить её, вместе с золотыми червонцами, драгоценными камнями, другими ценными вещами. Содержа чистые, тёплые, светлые ночлежки, она, наравне с сытными обедами, наливала бродягам вволю водки. Это подчёркнутое неравнодушие к горьким судьбам вызвало преданность простого люда. После смерти Марии, завещавшей, чтобы всё в ночлежках пребывало без перемен, бродяги помогли сыщикам схватить кладбищенских грабителей. Господа эти в январе 1873 года, когда Сысоеву погребли на погосте Ипатьевского монастыря, озолотив повариху купчихи, тридцатилетнюю Дарью Кравченко, добыли сведения о том, что богачка, как пить дать, возлежит на том, что нажила. Правдивость слов поварихи косвенно подтверждало то, что купчиху хоронили в колоде с наглухо заколоченным верхом, и залитой, чтобы не обратилась в труху, креозолом. Была суровая зима. Так как промёрзшую кладбищенскую землю никакие заступы не брали, банда кладоискателей во главе с дворянином Фёдором Уховым сочла разумным дождаться тепла в Москве, накануне отъезда допустив кровавую ошибку. Не поделив во время пьяного застолья Дарью Кравченко, её застрелили. Тело подбросили в сугроб, рядом с могилой Сысоевой. Сделали это днём. Свидетелями стали завсегдатаи ночлежки, донесшие в полицию. Мужички сообразили, что бандиты рано ли - поздно, но обязательно вернутся на погост, на котором бродяги подрабатывали рытьём могил, установкой надгробий. И ожидания ночлежников оправдалось в ночь на 14 июня, когда они вольготно попивали винцо на вольном воздухе. Что же увидели бродяги? В донесении полицейского пристава Алексея Бурова - настоящей жемчужине архива МВД России - чёрным по белому написано, что пятеро мужчин, прибывших на погост в телеге, запряжённой двойкой ломовых лошадей, за полчаса добрались до гроба, то бишь, до дубовой колоды. Подняв колоду лямками, понесли к телеге, оставленной в четверти версты. Но погрузить не получилось из-за атаковавших бродяг, двое из которых тут же были убиты. Трое ночлежников, рассвирепев, мстя за товарищей, забили заступами пятерых бандитов. Из кладоискателей выжил только Фёдор Ухов, пояснивший, что труп поварихи подбросил к могиле купчихи лично, потому что знает, что всегда надобно приносить жертву, чтобы клад легко дался. Ценности, извлечённые полицейскими из колоды, оказались «с трудом подъёмными». Шесть вёдер золота, ювелирных изделий, ценных бумаг и ассигнаций. Наличие бумаг и ассигнаций окончательно убедило в том, что у престарелой купчихи не всё в порядке было с психикой. Сысоева не имела наследников. Клад из кладбищенской колоды отошёл казне. Бродяг, как пишет Ухов, славно вознаградили пожизненным правом проживать в одном из домов Сысоевой, превращенных в казённый приют призрения бывших государственных чиновников. В 1901 году писатель Алексей Писемский, наслышанный о костромском кладе, опубликовал очерк российских нравов, выведя мораль: «Золото, особенно могильное, всегда кровь, грязь, низости, духовное растление, мрак смерти. Это всегда проклятие». БОЙ ПОД РЕВЕЛЕМ В1893 году, когда столица нынешней Эстонии Таллинн называлась Ревелем и входила в состав Российской империи, на давным-давно заброшенных кладбищенских землях, у башни «Толстая Маргарита», разыгралась кровавая трагедия. Толчок ей дал владелец аптеки, немец по национальности Иохан Герц, во время прогулки нашедший в зарослях бузины грубой выделки золотой винный кубок. Будучи человеком законопослушным, аптекарь сдал находку в полицию, о чём тут же раструбили городские газеты, оказав нашедшему и его семейству медвежью услугу. За полночь 2 июня в дом Герца ввалились нежданные гости. Угрожая поджечь особняк, потребовали указать точное место находки. Аптекарь показал. Неделю спустя жилище его сгорело дотла. Так как домочадцы и он сам пребывали на хуторе, о чём поджигатели не знали, никто не пострадал. Полиция же немедленно взяла Герца, его жену и троих детей-подростков под усиленную охрану. Одновременно поблизости от «Толстой Маргариты» были расставлены посты тайного наблюдения. Вскоре стражи порядка наблюдали за тем, как по меньшей мере дюжина человек с заступами копают ямы. То, что подняли из ям, изумило. В рапорте вышестоящему начальству, подписанном прокурором Г. Я. Лычевским, указано, что пять пудов золота перемежались с фрагментами человеческих скелетов. Доносил прокурор и о том, что копатели оказали полицейским яростное сопротивление, потеряв в перестрелке пятерых. Один полицейский был убит. В ходе дознания всплыла характерная деталь. Выяснилось, что в средние века сокровища часто прятали «под боком у покойных», полагая, что суеверный страх - лучший оберег. В том же Таллинне уже при Советской власти, разбивая на забытых кладбищах парки, занимаясь строительством и благоустройством, рабочие иногда находили немалые ценности. Что касается банды мещанина Я. И. Клыча, сделавшей сенсационные находки, учинившей бой у «Толстой Маргариты», по совокупности содеянного члены её были приговорены к пожизненным каторжным работам. ПОКАЯТЬСЯ И ПРОДОЛЖИТЬ Российским читателям о Ревельских событиях стало известно в 1915 году из книги «Записки каторжанина». Автор, раскаявшийся рецидивист А. Молчанов, в молодости получивший университетское образование, завершил повествование пассажем, который грех не процитировать: «Почему я мародёрствовал? Нет, не обогащение толкало. Жажда приключений, опасностей, мести загробных духов, в преследовании которых убеждался постоянно. Неодолима тяга к опасному промыслу. Что же, покаяться и продолжить? Были бы силы. Стар я. Дорога к погосту теперь не грезится. Видна она». А его последователи, кладбищенские кладоискатели, продолжают находить целые состояния. Добившись своего, становятся добропорядочными буржуа.
|