Рубрика: Поиски кладов
Статья размещена: 27.03.11
Посмотрели: 5174
У слияния речки Камышинки с Волгой на правом берегу стоит город Камышин, основанный как одна из крепостей для охраны волжского торгового пути от набегов кочевников и вольного казачества.
В 1670 году крепость была-таки сожжена отрядами Степана Йзина. В 1697 по указу Петра Первого в междуречье Иловли и Камышинки началось сооружение канала и было построено новое укрепление. Своё название город получил от камышей, которые, видимо, когда-то росли перед ним. В царской России Камышин считался богатым торговым городом, славившимся своими арбузами. Рассказывают, что, отведав здешних арбузов, Пётр Первый приказал в их честь дать салют из пушек и наградил жителей специально отлитым из меди кавуном, который красовался потом на шпиле городской управы. Корреспондент одной из российских газет, побывавший в низовьях Волги в 1869 году, также нахваливал: «и хотя на всякой пристани множество арбузов, но в Камышине они превосходные, снаружи почти белые, внутри тёмно-красные и до того сочные, что их не режут ломтями, а едят ложками, и если арбуз не так хорош или перезрел, его бросают и берут другой, что можно себе позволить, потому что в Камышине пара арбузов стоит пять копеек...» Но история здешнего края интересна в первую очередь тем, что тут гуляли и воевали отряды Степана Разина и Емельяна Пугачёва. В 1708 году жители принимали участие в восстании Кондрата Булавина. В1774-м под Камышином завязалось сражение отрядов Пугачёва с донскими казаками; последние потерпели поражение, а Пугачёв отправился к Царицыну. После того, как власть одолела-таки всех смутьянов, прежде всего по указу Екатерины II, местное население получило возможность создавать свои колонии на территории Камышинского и Царицынского уездов, и для этого оно нуждалось в строительном материале. Камень для построек добывался на месте, в здешних горах странной формы, называемых «ушами». Так, со временем в них возникли многочисленные подземные ходы; сохранились глубокие пещеры, где ещё в конце XVII века селились старообрядцы, бежавшие от царского гнева. В их кельях имелись места для постели, ниши для продуктов и углубления для светильников. Некоторые подземные скиты удалось увидеть поисковикам из историко-культурного общества СОВА Константину и Юлии Полевым. По их наблюдениям, стены иссечены следами кирки, некоторые дополнительно укреплены кладками из ракушечника. Они же сообщают, что на территории бывшего Камышинского уезда, в деревнях Студёнке и Бабаковке Ахматс-кого прихода имелось множество землянок и отшельнических пещерок (ныне затопленных), ибо здесь была широко развита секта подпольников-подземельников. Секта была тайная, и её обряды до конца не известны. Знают лишь то, что они отказывались признавать существующую власть, считая официальную церковь воплощением антихриста. Поэтому вокруг этой секты всегда существовали слухи о страшных и кровавых обрядах, через которые проходили сектанты, - например, обряд «красной смерти».
Один из миссионеров расследовал в конце XIX века случай, произошедший с крестьянином, который стал свидетелем этого страшного обряда. Во время отъезда крестьянина Карпова его заболевшую жену отвезли к матери, в другую деревню, но скоро ей стало хуже. Муж приехал её навестить, но жена сообщила, что её отчитали, и скоро красная смерть придёт. «Мужик об этом слыхал, но не знал, что это~ сам залез на печь в угол и стал ждать. Через четверть часа является из подполья молодой человек с красной подушкой, навалился на больную и стал её душить. Муж соскочил с печи и бросился на парня. Парень видит - дело плохо, схватил подушку и отправился туда же. Муж увёз жену домой». Но не только извращёнными формами сектантства был известен Камышинский уезд. В пещерах «ушей» одно время подвизался отшельник, святостью своей жизни вызывавший глубокое уважение местных жителей. Согласно преданию, они приносили к пещере еду, одежду, церковные свечи но все припасы оставались нетронутыми, кроме хлеба и свечей. Камышинский топограф ПА Перваго в июне 1853 года обнаружил на привходовом камне этой пещеры оорывок загадочной надписи на церковнославянском: «ежели кто раскола...» О чём пытался предупредить отшельник, осталось загадкой. Поблизости, совсем недавно, Полевые нашли камень странной формы, лежавший на склоне. На одной его стороне был выбит крест, на другой буквы. К сожалению, значительная часть пещер недоступна, и, наверное, их никто никогда не увидит. После строительства Волжской ГЭС поднялся уровень подземных вод, и большая часть подземелий оказалась затопленной. Буйные времена разинской и пугачёвской вольницы, облюбовавшей здешние земли, отразились в многочисленных легендах о разбойниках и их кладах. И те и другие скрывались в приволжских возвышенностях, изрытых пещерами. Один из холмов так и называется - бугор Стеньки Разина, другой знаменитый холм - Ураков бугор (по имени татарского мурзы Урака, собиравшего здесь дань со всех мимо шедших по Волге судов). Неудивительно, что кладоискательство в XVIII— XIX вв. стало в Поволжье почти наследственным занятием. Мечтой для большинства было найти в курганах легендарный клад оставленный Разиным, Пугачёвым или Булавиным. Упомянутый выше П.А. Перваго сообщал статскому советнику Артемьеву, что один из крестьян Камышинского уезда приторговывает древними золотыми вещицами, и дела его пошли на поправку. Крестьяне, заприметив это, поняли, что нашёл он клад и как-то припёрли мужика к стенке: откуда золотишко? Крестьянин рассказал, что на одном из курганов есть нора сурка, и, мол, в отвалах этой норки он часто находит мелкие золотые вещицы. Крестьяне ринулись с лопатами к златоносному кургану. Разрыв его, добрались до каменной плиты, которую с большим трудом им удалось свернуть. Но золота там почти не оказалось небольшое количество мелких золотых подвесок быстро разошлось по рукам. В конце XIX века одна древняя старушка, уроженка Камышинского уезда, рассказала краеведу ЛД Бороздину о кладах Пугачёва, которые он оставил близ села Лесной Карамыш, где было некогда болото. В нём Пугачёв якобы утопил шкуру, наполненную золотыми монетами, но болото высохло, и найти место, где оно находилось, невозможно. Особенно много историй рассказывают о кладах, оставшихся после Степана Разина. Во время казни, когда царский палач собирался разделаться с братом Степана Фролом, тот выкрикнул: «Слово и дело государево!» Заявление по тем временам серьёзное! Казнь была отложена, и на допросе Фрол сказал что знает тайну писем и кладов Разина. Его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу, «_и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то всё брат его, Стенька, ухоронил в землю поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону на урочище на прорве под вербою. А та-де верба крива посерёдке, а около неё густые вербы». Долго возили Фрола по разным указанным им местам, но он всё не мог найти то приметного камня, то дерева, то пещеры. В итоге Фрола всё-таки казнили, а клады Разина ищут до сих пор. С конца XIX столетия кладами Степана Разина интересовался археолог И. Я. Стеллецкий, который сделал интересные записи: «Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утёса на 10 млн. рублей. В 1914 году в Царицыне, близ церкви Троицы, провалилась гора на 4 метра в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущим от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали «расписные Стеньки Разина челны», гружённые драгоценной добычей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. Однако подробности, что из себя представляло это подземелье, - нам не известны». Рассказывают также об одном богатом кладе, надёжно схороненном в бугре Степана Разина. По преданию, там, в пещере, обитой бархатом, жил сам грозный атаман. Одна из историй о попытке добыть этот клад была довольно широко известна. Старый бурлак рассказывал своему товарищу, что на бугре богатый клад зарыт. Взобравшись на бугор, они увидели отверстие вроде погреба, с дверью. Отворив её, нашли хорошо убранное подземелье, похожее на комнату в углу висел образ Спасителя в золотом окладе, осыпанный бриллиантами и камнями; перед образом теплилась лампада.
Посреди комнаты стоял гроб, окованный тремя железными обручами; возле лежал огромный железный молот. Около стен расставлено было множество бочонков, наполненных доверху золотом, серебром и драгоценными самоцветными камнями, а также ценная металлическая утварь. Бурлаки помолились перед иконой. Затем вожатый схватил молот и разбил обручи на гробе. Но едва он успел это сделать, как невидимая сила подхватила обоих и выкинула в дверь, которая тотчас же захлопнулась. Вслед за тем дверь и отверстие пропали. Испуганный бурлак едва добрался до судна; у него отнялся язык, и три года он оставался нем. Ещё одно популярное предание - о золотых конях Батыя. По легенде, Батый повелел всю дань, собираемую за год, обратить в золото и отлить из него двух коней, а глаза у коней были сделаны из прекрасных рубинов. После смерти на чужбине тело Батыя привезли в приволжские степи и похоронили на одном из холмов Ахтубы, вместе с ним похоронили и золотых коней. В 1976 году на окраине села Селитренного пастух пас овец; ходил по городищу, а там после дождя размыло обрыв и на поверхность вынесло полусгнивший кошелёк с серебряными монетами. О кладе стало известно археологам. Пастух был уверен, что клад стоит сумасшедших денег, но когда узнал, чему в Советском Союзе равен грамм серебра, страшно удивился. Клад археологи приобрели, но часть монет пастух всё же успел переплавить на грузила.
|