В 1852 году в Чернигов из Москвы приехал шляпных дел мастер, обрусевший немец Ганс Иванович Крюгер. Откупил у вдовы полковника Снеткова флигель, и дело пошло, да так успешно, что вскоре перебрался в просторный особняк, стал держать повара, слуг и лошадей для выезда.
Набивку шляп теперь делали трое мастеровых, а вот отделку Крюгер всегда производил только собственноручно. Да и как иначе, если крылась за доработкой мягкого серебристо-золотого фетра тайна. Откроет ее кто-нибудь, и кончится благополучие пришлого мастера. Потому-то и держал Ганс буквально за семью замками основные компоненты промысла - толстого стекла бутыль с ртутью и тонкие листы золотой фольги. Были еще красители, медный купорос и ледяная кислота. Хранились они на виду, в работной комнате. Совсем не напрасно опасался Крюгер за сохранность тайного сокровища. Однажды, когда был в отлучке, злоумышленники, проникнув в дом, похитили фольгу, а бутыль разбили. День-деньской собирал мастер с пола ртуть, никого в комнату не пускал. Новую бутыль-то он наполнил, но часть жидкого металла ушла в щели старого паркета. Опасаясь повторного налета, Ганс затеял ночевать там же, где ртуть собирал, чуть ли не в обнимку с бутылью. Прислуга вскоре начала роптать: прежде барин поутру выходил из комнаты в добром нраве, теперь сделался горяч и вздорен... Заказчикам дела нет до того, что мастер слегка в уме повредился. Из Петербурга, Москвы, Киева гонцы поспешали, щедро за шляпы невесомые да теплые расплачивались. Крюгер трудился с утра до сумерек, лишь время от времени донимая полицмейстера нелепыми жалобами на то, что якобы, привидения дом одолевают, мужички с топорами подкарауливают, а то и вовсе невероятным заявлением, будто кто-то по ночам супротив воли его в Москву в родительский дом по воздуху переносит. Что полицмейстеру делать, если он сам и вся его родня в крюгеровских шляпах щеголяет? Для виду разбор устраивал, и мастеру совет давал побольше отдыхать, мол, вся эта чертовщина - следствие нервной болезни. А по городу слухи ползли: непостижимое искусство Крюгера - точно от дьявола. Стал страшен больно и жестокосерд не в меру... Тут весной 1854 года дьявол и впрямь будто вознамерился подтвердить, что мастер и он собственной персоной - в одной связке. Вот как о буйстве темных сил в особняке Ганса рассказывала его племянница Матильда Кляйн: Дядюшка, до того имевший густую шевелюру, спешно облысел, зубы, прежде крепкие, повыпадали, и кожа, страшно молвить, покрылась струпьями. И везде ему чудилось да мерещилось. Он видит, остальные - нет! Но время поспело, мы увидели тоже. Еще и такое, что себе самой не верю. Вся бесовская игра начиналась в аккурат, когда дядюшка из опочивальни в залу выходил. Как за порог он - нет ничего. Однажды отдыхал в креслах, так из воздуха золотые его табакерка да медальон выпали, и со змеиным шорохом толченое зеленого цвета бутыльное стекло под ноги ему просыпалось. Он ну кричать, да в комнату... Бутыли под замками нет, только ртуть пузырями катается. Он давай ее в горшок собирать... Собирает, а столы, кресла сами собой подпрыгивают, кверху ножками переворачиваются, возятся. Покрова да одеяла взяли и запеленали натуго слуг сбежавшихся. Свечи сажей коптят, лепнины потолка марают. Городовой на шум явился, так на него утюг с горящими углями из кухни прилетел, с трудом увернулся городовой. Дядюшка ртуть собрал, так сразу в горячку слег. Не вставал более. Доктор пришел, а с него туфли стащило, и принялись те туфли фигурно отплясывать. Сказывал доктор, будто кто-то дышит, дышит, так что пламя свечи ветром ходит. Дня не прошло - скончался дядюшка. Сочувствующий градоначальник отрядил анатома, чтобы выяснить, нет ли в смерти умысла. Анатом, сделавши дело, доложил, что извлек из покойного премного ртути: умом повредился дядюшка что ли, принимая ее? А ночами, когда над гробом читали, заметно было, как огненные змейки над саваном заходятся, вьются. Сидеть у гроба возможности не было - кресла из-под сидящих выбивало. А за стеной, в трапезной, кто-то ходил, ухал, сукно запаливал. Искали, нашли шинель кучера всю в дырах от огня. Откуда ей было в покоях взяться, если она всегда в ко-морке при конюшне висела? Кучер было сунулся шинель взять, при том непотребно ругаясь, так дворовой метлой по бокам сподобился. Кто бил, откуда метла в покоях? Никто не видел, непонятно ничего. Странное, несуразное баловство... Вот дядюшку погребли, и на могиле бесчинства продолжились. Деревянный крест крутило-вертело, вырвало вовсе. Венки да гирлянды в труху обратило, размело. Кто полюбопытствовать являлся, так шапки сдергивало, по ребрам сильно и невидимо ударяло... Дом дядюшки казна выкупила. Там приют для убогих учинили. В доме спокойно стало. Я с теткой Варварой Аркадьевной в Москву вернулась. От греховного места подальше и от дурной памяти... То, что произошло в Чернигове, редчайшее, может быть, единственное из зафиксированных в России проявлений полтергейста, напрямую связанное с действием сильнейшего яда, ртути. Начиная со средних веков, этот металл использовали для отделки фетра. И зачастую шляпных дел мастера заканчивали дни свои в домах для умалишенных. Алхимиков постигала та же участь. В 1979 году англо-американская команда исследователей проверила на наличие ртути волосы Исаака Ньютона, который, как известно, ставил многочисленные опыты с коварным металлом. И что же? Выявили невероятно высокое содержание ртути - от 75 до 200 граммов на условную тонну. (13 граммов на тонну вполне достаточно для тяжелейшего отравления, вызывающего повреждения психики и разрушения генного аппарата). Так стоит ли удивляться тому, что на склоне лет великий Ньютон, забросив науку, принялся писать письма Богу, и уверял, что получал ответы? Но, если по одной из версий люди с умственными патологиями способны вызывать полтергейст, то по другой, принадлежащей польскому уфологу Казимиру Стетецкому, величайшей движущей силой, не считающейся с законами классической физики, может быть ртуть. Стетецкий пишет: «Обработанный мною достаточно большой массив данных показал, что рабочим телом движителей НЛО вполне может быть ртуть. Сведения, взятые из древнеиндийских источников, говорят о том же. Ртуть способна под влиянием волевых посылок двигать материальное, искажать пространство-время. Не сомневаюсь, что раскрыв секрет этого металла, который впору называть субстанцией, человечество откроет не слишком обременительную дорогу к другим галактикам, в иные измерения». Свое шляпное производство в Чернигове Ганс Иванович Крюгер называл личным триумфом. Безусловно, знал он и о том, чем грозит неосторожное обращение с ртутью. Это его не останавливало. Ведь он был художником, жаждал славы. И она осталась в коллекциях старинной одежды, там, где присутствует необыкновенный фетр, полученный на стыке металлов-антагонистов - золота и ртути. Крюгер последовал предписанию алхимиков: «Чтобы забрать у сущего все золото, поставьте рядом стеклянный кубок, наполненный ртутью. Обретете золото, заплатив днями жизни вашей». Александр КОБЕЦ
|