В 1996 году доктор Евлогио Чавес, этнолог из Музея фольклора и этнографии в Ла-Пасе, приехал в горные районы Боливии, чтобы исследовать происхождение легенды. Он в течение нескольких недель жил среди индейцев аймара и кечуа, занимающихся земледелием на андских нагорьях в районе озера Поопо. Они рассказали учёному об оригинальном поверье. Если крестьянин ложится отдохнуть на поле и невзначай засыпает, к нему может подкрасться злой ликичири, сделать надрез на животе или на боку и через тонкую трубочку высосать жир. Как правило, ранка быстро заживает, не причиняя пострадавшему боли. Однако такой человек, потерявший несколько килограммов жира, как правило, быстро утрачивает физическую силу, старится и умирает. Считается, что ликичири нападает на толстяков, но если голоден, может произвести «липосакцию» и с человеком астенического телосложения и даже с ребёнком. Аборигены очень боятся ликичири, поэтому стараются не спать в поле, во дворе дома и не оставаться в горах в одиночестве. Считается, что ликичири не влезает в дом к людям, кроме очень редких случаев. Чавесу так и не удалось выяснить, как же выглядит ликичири. Аймара считают, что он имеет внешность обычного человека, и, когда появляется на поле, люди принимают это существо за путника, пришедшего из соседней деревни. Кечуа же считают, что это оборотень, поскольку может принять облик человека, обезьяны или опоссума. Из-за страха перед ликичири жители Анд стараются не разъедаться, что, вообще говоря, легко сделать при их скудном рационе и вековой бедности. Индейцы недолюбливают толстяков и, если в деревне появляется белый человек с лишним весом, стараются не разговаривать с ним. Наивные дети природы верят, что толстяк может привлечь в деревню ликичири. К счастью, доктор Чавес, высокий и худой, не вызвал у индейцев таких опасений. Миф о похитителях жира очень древний, во всяком случае древнее испанской конкисты. Однако и в наши дни в боливийских средствах массовой информации то и дело появляются сообщения о нападениях на людей странных существ. В частности, 5 сентября 1999 года в одной из лапасских газет была напечатана заметка о том, что ликичири напал на водителя грузовика, Хьюго Моралеса. В машине кончилось горючее, бензина не хватило, чтобы доехать до ближайшей автозаправки. Хьюго пришлось заночевать на обочине пустынного шоссе. Он примостился на водительском сиденье и открыл дверцу, так как стояла душная ночь. Утром Моралес почувствовал страшную слабость и обнаружил у себя под рёбрами две странные свежие ранки. Добравшись на следующий день до города, он обратился к врачу, но пациенту сказали, что со здоровьем у него всё в порядке. Однако, взвесившись, Моралес обнаружил, что неожиданно похудел на четыре килограмма! Весть об этом случае быстро распространилась среди боливийских дальнобойщиков, и с тех пор они всячески избегают ночёвок на шоссе. Есть, конечно, и проверенные способы защиты от опасного существа, правда, не слишком эффективные. Например, считается, что потребление чеснока рассасывает жир, а кроме того, делает его невкусным для ликичири. По этой причине индейцы, населяющие горные районы Боливии, Аргентины, Чили и Колумбии едят очень много чеснока, иногда даже жуют его наподобие жвачки. Городские жители также верят в существование ликичири. Но, по их мнению, это люди, наделённые сверхъестественными способностями. Они якобы могут загипнотизировать и усыпить человека, потом делают безболезненный надрез и высасывают жир через тонкую трубочку наподобие соломинки для коктейля. Таким образом они отбирают силы и здоровье у своих жертв, а сами оздоравливаются за их счёт. В некотором смысле эти существа похожи на вампиров. В конце 90-х годов XX века в боливийских газетах даже появился ряд скандальных публикаций о том, что городские ликичири, или преступники, которые овладели их техникой высасывания жира, продают украденный биологический материал клиникам пластической хирургии. Потребителями жира в основном являются американские клиники, а продавцы незаконно добытого материала получают огромные барыши. Похожие верования касаются так называемых пичакос, обитающих в Перу. Эти существа якобы воруют у своих жертв глаза. В перуанской столице Лиме в бедных кварталах в конце 1970-х годов были найдены полуживые дети 5- 7 лет с выколотыми глазами. Полицейское расследование ничего не дало, а сами жертвы находились в страхе и ничего не могли рассказать, кроме того, что на них напал какой-то страшный человек. Тогда и пошли слухи об иностранцах, которые фланируют по улицам, ищут маленьких детей, играющих без присмотра, и вырывают у них глаза, которые потом продают в США или в Европу. Эти слухи питали распространившуюся среди бедных слоёв перуанцев, в особенности среди индейского населения, ксенофобию. Были быстро найдены виновники всех бед - высокие белые иностранцы, приехавшие в Лиму из Северной Америки или из Европы, которые пьют молоко и спят днём. Ночью они выходят из шикарных гостиниц, пряча под одеждой нож, чтобы вырезать глаза у детей или жир у взрослых. Поспешили вмешаться представители Красного Креста, они приходили в школы и пытались внушить детям и их родителям, что иностранцы ни при чём, однако им не верили. В январе и феврале 1980 года пичакос совершили ряд нападений в окрестностях Лимы, где не было никаких иностранцев. На этот раз жертвами стали две женщины - они лишились глаз. С тех пор в Перу периодически появляются слухи о пичакос, ослепляющих людей. Евлогио Чавес сравнил поверья, связанные с ликичири и с пичакос с европейской легендой о вампирах: «Налицо некоторые параллели - нападения ночью, высасывание биологической субстанции, использование для отпугивания извергов чеснока, их способность становиться невидимыми. Однако есть и кардинальное различие, европейская легенда - фикция, южноамериканская же имеет под собой основания, нет сомнений, что нападения происходят в реальности».
|