Одна из самых коротких, но самых влиятельных книг в мире называется «Сутры йога Патанджали».
Она была написана около 400 г. до н. э. древнеиндийским философом, основателем системы йога, Патанджали. Он советует своим читателям сосредоточиться на силе слона, чтобы достигнуть этой силы. Он утверждает, что возможно узнать о прошлых жизнях, если сосредоточиться на прошлом... Для достижения подобных и более значительных успехов все ученики Патанджали должны в первую очередь овладеть асанами, или искусством принятия сложнейших статических поз. И если простейшее упражнение йогов состоит в том, что следует правую ногу положить за правое ухо, то об остальных асанах уже и говорить не приходится. Чтобы овладеть такого рода гимнастикой, надо ею заниматься с раннего детства. В Индии можно увидеть йогов высшей квалификации, выполняющих свои упражнения на шкурах зверей - барсов, леопардов, даже тигров. На вид самые обыкновенные люди, они обычно сидят или стоят, застыв в невероятных, немыслимых позах, молча демонстрируя беспредельную гибкость тела. «В Джабельпуре, - вспоминала Елена Блаватская, - во дворе пагоды, куда нам разрешили войти, среди толпы поклонников и аскетов мы заметили трёх совершенно голых и весьма древних факиров (йогов). Чёрные, сморщенные, худые, как скелеты, с седыми, как лунь, шиньонами на головах, они сидели или, скорее, стояли в самых, как нам казалось, невозможных позах. Один из них, опираясь буквально одною правою ладонью в землю, стоял, перпендикулярно вытянувшись, головой вниз и ногами вверх; тело его было также неподвижно, как если бы вместо живого человека он был сухим древесным сучком. Голова не касалась земли, но, приподымаясь немного вверх в самом ненормальном положении, закатывая глаза, таращила их прямо на солнце... Второй стоял на одной ноге на круглом камешке, поджав другую ногу под животом и выгнув всё тело назад дугой; он также таращил глаза на полуденное солнце. Обе руки были сложены ладонями вместе и воздевались как бы к молитве... Он казался приклеенным к своему камешку. Почти невозможно было вообразить себе, каким способом человек мог дойти до такой эквилибристики... Наконец, третий сидел, поджав под себя ноги, но как он мог сидеть - было столь же непонятно. Седалищем ему служил каменный лингам, вышиной с уличную тумбу и вершка три в диаметре. Руки сидевшего были переплетены пальцами за шеей, а ногти глубоко вросли в верхние части рук. Люди говорили, что этот никогда не изменяет позы и сидит в этом положении уже лет семь... Ему приносили есть -или, скорее, пить - молока, раз в 48 часов, вливая ему в горло посредством бамбуковой трубки. Его ученики снимают его в полночь и полощут в танке; а обмыв, ставят назад на тумбу, как неодушевлённую вещь, ибо он более не разгибается)». Многие современные индийцы, живущие в Бомбее или приезжающие сюда из других городов, занимаются в прославленном институте йоги Кайваледхама. Одни пришли сюда, чтобы научиться правильно дышать и обрести власть над собственным телом, других, и таких большинство, привела сюда болезнь, с которой не могли совладать врачи. Курс лечения обходится довольно дёшево. Но неизлечимо больных тут не встретишь. Институтом йоги руководят ответственные люди и больным злокачественными заболеваниями или с мозговыми травмами деликатно советуют не рисковать. Здесь помогают страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта или дыхательных путей, всевозможными нервными расстройствами. Без всяких медикаментов. Поза (или асана) «павлина» исцеляет от язвы желудка. Многократное повторение «посчимасаны» налаживает кровообращение ног и т. д. При этом необходимо соблюдать строгую диету: пища вегетарианская, пост, отказ от алкоголя, табака, чая и кофе. Индийцы твёрдо уверены - йога позволяет распознать скрытые и таинственные силы, которые управляют миром и в том числе его частью - человеческим организмом. Первыми, кто в совершенстве овладел этими силами, были индуистские боги. Каждый из них принимал обет аскетизма и, удалившись в «пустыню» (Гималайские горы), принимался накапливать духовную силу, что внушало ревнивое беспокойство другим небожителям. Этими силами со временем стали овладевать и люди. В «Махабхарате» есть немало эпизодов, где верховные боги буквально дрожат от страха, прослышав про какого-нибудь аскета, копящего духовную мощь. Йога - сложное учение об освобождении духа от тела и материи и о возможности его перевоплощения. Освобождение духа (атмана) достигается посредством преодоления восьми последовательных степеней: яма (воздержание), ньяма (внутренняя дисциплина), асана (положение тела), пранаяма (контроль за дыханием), пратьяхара (отвлечение чувства), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (медитация), самадха (самоуглубление). Первые пять ступеней образуют так называемую «хатха-йогу», которая является универсальной для всех йогических направлений и угютребляется как средство оздоровления и омолаживания организма. Весь же комплекс доступен только избранным, и только они могут достичь высшей цели - освобождения духа (или состояния самадхи). Однако современные европейские психиатры, малознакомые с йогой, называют самадхи добровольным безумием, галлюцинацией, временным умопомрачением. Это близкое описание «картины», которая, тем не менее, не охватывает всех сторон невероятно яркого явления. В самадхи можно войти по своей воле и вернуться затем назад - в «нормальное» состояние. Галлюцинацию удаётся вызвать как бы по заказу, чему предшествует постепенное и дотошное, вплоть до мелочей, её изучение. Это безумие, которому можно научиться. Сами йоги отзываются о самадхи как о состоянии экстаза, постепенном переходе в парящее состояние. Сначала человек испытывает дрожь, покрывается «гусиной кожей», затем начинает видеть яркие световые вспышки, напоминающие молнии, потом теряет ощущение веса тела, после чего происходит сильнейший нервный взрыв, «душевный оргазм». О том, что это состояние нельзя описать словесно, предупреждают все канонические сочинения. Знаток санскрита и тибетского языка Александра Дэвид Нейл несколько лет провела в Тибете, где была удостоена высшего посвящения. Раскрывая сущность медитации, она пишет, что была свидетельницей удивительных психических явлений, в которых, однако, нет и тени сверхъестественного. Именно путём систематической, веками отшлифованной психологической тренировки достигается «заранее намеченный результат». С детских лет учили тибетских мальчиков, как отрешиться от всяческих проявлений трёх миров буддийской вселенной: мира вожделений, мира прославленных форм и мира невещественного Если кто-то из них желал идти далее он поступал в монастырь. Один из них, Дуп-Римпоче, учился в знаменитом монастыре Лаоран. Третью степень по медитации получил после того, как два года провёл в тёмной пещере. Ему было 25 лет, когда он, согнувшись, пролез вслед за своим наставником в пещерный лаз. Цепляясь за шероховатые стены несмело опускался по ступеням, ведущим внутрь горы. Когда наставник запалил плошку, на голой сырой стене молодой человек увидел зияющие небольшие чёрные дыры, куда можно было просунуть только руку. Немые кельи тех, кто избрал для себя полный отход от мира. Через тёмное отверстие Дуп-Римпоче проник в пустую келью. Приняв надлежащую асану, молодой созерцатель принялся выполнять все духовные упражнения, которые узнал от наставника. Прежде чем узреть свет, ему предстояло пройти сквозь тьму собственной смерти. Таков был смысл испытания. Обратив себя в мертвеца, Дуп-Римпоче начал превращать в скелеты все существа, населяющие вселенную. Затем он впал в нескончаемый кошмар, из которого невозможно было вырваться. Смятенное сердце рвалось от боли и ужаса, а проснуться, одолеть наваждение не удавалось. Из мрачной бездны вывел наставник и предписал новый ряд видений. И вновь -поражение, после чего ученик лишь мечтал о смерти... Но настала минута, когда созерцатель увидел яркую звезду, выплывавшую из самых недр его собственного «разложившегося» тела. За ней тянулся шлейф из нестерпимо ярких шариков. Это было, как учил наставник, верным признаком совершенного освобождения. Потом из его лба, из надбровной точки, начали выходить будды. Их было бесчисленное множество, а тело самого Дуп-Римпоче становилось сверкающим и чистым. Переполненный неизъяснимым счастьем, он почти не нуждался в еде и лишь изредка пил из чашки родниковую воду. Пятицветное яркое сияние окружило чело созерцателя. Наступило самадхи... По мнению радж-йогов, т. е. достигших самых высоких ступеней посвящения, овладение системой Патанджали открывает: 1) дар пророчества и предвидения грядущих событий; 2) понимание всех незнакомых им языков; 3) целение недугов; 4) искусство читать чужие мысли; 5) слышать разговоры и всё происходящее на несколько тысяч миль; 6) понимание языка зверей и птиц; 7) способность останавливать реку времени, сохраняя юношескую наружность в продолжении долгого, почти невероятного периода времени; 8) способность оставлять собственное тело и переходить в другое; 9) дар укрощать и даже убивать самых хищных зверей одним взглядом и, наконец, самое ужасное - гипнотическая сила, вполне подчиняющая себе людей и одним действием воли заставляющая их бессознательно повиноваться невыраженным приказаниям радж-йогов.
|