Римляне переняли от этрусских жрецов искусство гаданий. Жрецы слыли толкователями святых книг, одна из них знаменита как «Книга о судьбах умерших». В которой, кроме изображений жизни после смерти, знамений и судеб, было показано гадание по молниям, и включались данные о звездах и планетах. В 1840 году Михаил Барик - Хорватский дворянин приобрел в Египте мумию у антиквара и привез ее к себе домой, в столицу Австрии. Приобретение Барик установил в своей гостиной. В 1859 году Барик умер. Его мумию развернули. Внутри было тело женщины возраст которой, ориентировочно, 30-лет. Мумию с ее повязками хранилась в отдельных футлярах. В июле 1862 года мумию перевезли в национальный музей Загреба. Хранитель египетского собрания музея профессор Генрих Карл Брудх случайно обнаружил на повязках незнакомые письмена. Профессор не смог установить, что за текст он обнаружил. Только лишь в 1891 году, повязки с надписями направили на экспертизу в университет столицы, где таинственный язык был установлен как этрусский, но сами тексты до сих пор не прочтены. Тайна этрусской письменности придает еще больше таинственности этому народу Средиземноморья, коего римляне считали своими наставниками. Главный храм Рима, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве, на Капитолийском холме был построен по директиве Этрусского царя Тарквиния Гордого и его стиль - типично этрусский. В конце XIX века начались археологические раскопки древних этрусских поселений. И все рассчитывали, что свежие открытия позволят отворить многие загадки преемников римлян, прольют свет на их представления о богах, расскажут о погребальных обрядах и загробных представлениях, тем более, что в первую очередь начали откапывать как раз захоронения в форме многочисленных каменных гробниц этрусков. Впоследствии выяснилось, что этрусские гробницы - это не только место упокоения праха умерших, а сложные ритуальные строения, отражающие основные космогонические мифы этрусков и помогающие душам умерших совершить посмертное перерождение. Сакральные знания у этрусков передавались по наследству, главным образом, в знатных семьях. Последние хоронили своих покойников в семейных гробницах, высеченных целиком в горной породе. Древнейшие из них относятся к концу VII - началу VI вв. до н.э. Гробницы имитировали интерьер жилого дома и имели центральный столб, который символизировал мировую ось, связывающую миры между собой. Одна из наиболее интересных гробниц была найдена в городе Цере. Скале, где был врезан склеп, когда-то была придана цилиндрическая форма. Узкий, вырубленный в туфе коридор - дромос вел в сводчатую галерею, по боковым сторонам которой имелись входы в небольшие овальные в плане камеры. Одну стену украшали фрески с изображением боевых щитов, а у второй были сложены настоящие бронзовые щиты. Как полагают, щит ассоциировался у этрусков с солнцем и указывал на посмертное возрождение. В центре галереи возвышалось пустое бронзовое ложе с изогнутым изголовьем. Покойник был кремирован, и его пепел находился в глиняной урне с крышкой, украшенной фигуркой коня. Рядом лежали воинские доспехи. По обе стороны от входа стояли две повозки с большими колесами, сделанные из бронзы и дерева - боевая колесница и катафалк.
|