Рубрика: Поиски кладов
Статья размещена: 29.08.10
Посмотрели: 4660
Янычары - слово известное. Так называли турецкую регулярную пехоту, которая отличалась очень жестоким отношением к противнику. Однако мало кто знает, что янычары были людьми чрезвычайно богатыми.
Они получали большое жалование, а в качестве военной добычи присваивали себе баснословные ценности. О богатстве турецких воинов рассказывали легенды и слагали песни. До сих пор немало слухов ходит о главном кладе янычар, зарытом в самом центре бывшей турецкой столицы - Стамбуле. Янычары появились на исторической сцене в XIV веке. Первый отряд создали из военнопленных христиан, захваченных турками-османами в 1330 году. Османы давно испытывали дефицит в профессиональной и дисциплинированной пехоте. Она была необходима для осады христианских крепостей, а также для продолжения широкомасштабной агрессии в Европе. Однако сами турки с их традициями кочевой жизни предпочитали воевать в кавалерии и крайне неохотно вставали в пехотный строй. В какой-то степени воевать спешенными для них считалось оскорбительным. После безуспешных попыток создать боеспособные пехотные соединения из этнических турок, султан Орхан организовал отряд пехотинцев из пленных христиан, принявших ислам, численностью 1 000 человек. Стремясь сделать янычар ударной силой в войнах против неверных, султан дальновидно озаботился идеологическим аспектом проблемы. Новому формированию постарались придать религиозный характер, связав с его мусульманским тайным орденом Бекташие. Первых янычар заставили принести торжественную присягу лично султану. Затем, согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ оторвал от своего белого одеяния рукав, и возложил его на голову одного из воинов. Пехотинцев назвали янычарами, что в переводе с турецкого означает «новые воины». Чтобы сформировать корпус янычар, на население балканских провинций, прежде всего, Албании, Греции, Сербии, Болгарии и Венфии, наложили обязательную повинность. Раз в пять лет султанские чиновники устраивали специальные «смотрины» в каждой христианской общине. И забирали каждого пятого мальчика, в возрасте от семи до четырнадцати лет, для службы в янычарском корпусе. Это была так называемая доля султана, или налог кровью. Янычарский корпус состоял из полков, которые именовались очак (очаг), и батальонов - орт. Принципы жизни янычар были установлены специальным законом - «Кануном». В соответствии с ним, воинам предписывалось беспрекословно подчиняться своим начальникам, избегать роскоши, сладострастия, занятий ремеслом. Но со временем, как это часто бывает, строгие предписания стали нарушаться. Янычары полюбили красивую жизнь и все, что с ней связано. Их центральные казармы в Стамбуле украшали дорогие ковры, парчовые занавески, золотая и серебряная посуда. А сами пехотинцы щеголяли в дорогих одеждах из шелка, расплачиваясь в тавернах алмазами и червонными дукатами. Даже огромный священный котел янычар, в котором готовилась пища, был отлит из чистого серебра. Каждая орта имела свой серебряный казан для варки мяса. Во время похода казан торжественно несли перед строем янычар, а в лагере его ставили перед палатками на самом почетном месте. На протяжении трехсот лет янычары считались отборным турецким войском. Они штурмовали Белград, Бухарест, Будапешт и Вену. В Европе восхищались турецкими янычарами и одновременно боялись их. Но постепенно в корпусе стали наблюдаться признаки разложения. Причиной стал отход от исходных принципов комплектования. Многие турки были недовольны тем, что элитные войска империи рекрутируются из среды покоренного христианского населения. Поэтому при султане Сулеймане II турок также стали принимать в очаки. Зачисленные в ряды янычар по протекции или за взятку, как правило, не проявляли особого мужества на поле боя. Старые янычары отказывались служить вместе с ними; между этими двумя группами нередко возникали кровавые столкновения. Новые султаны, стремясь обеспечить лояльность янычар, при вступлении на трон стали выдавать им денежный подарок - бакшиш, размеры которого постоянно возрастали. В надежде на получение бакшиша янычары с готовностью поддерживали любую смуту и смену власти. Параллельно с ростом политического влияния янычарского корпуса происходила его моральная и профессиональная деградация. Он постепенно терял свой военный характер. Широко распространилась практика формального членства в янычарском войске: любой за взятку мог записаться в орту. Когда янычар стали привлекать к тушению пожаров в Стамбуле, они занялись явным криминалом - облагали данью целые городские кварталы, угрожая в противном случае устроить массовый поджог и не тушить пожар. Затем турецкие «гвардейцы» стали нагло рэкетировать стамбульских торговцев. В Стамбуле они полностью контролировали продажу фруктов, овощей, табака, риса и кофе, в их руках оказалась значительная часть внешней торговли пряностями. Регулярные «отступные» янычарской полиции платила стамбульская гильдия воров, а также все содержатели притонов. Полное разложение корпуса янычар стало причиной целой серии поражений Османской империи. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами. Попытки султанов создать пехоту нового, европейского типа, наталкивались на их резкое противодействие. Только султан Махмуд II сумел решить эту проблему. Он ловко спровоцировал конфликт между янычарами и религиозными кругами, а 28 мая 1826 года издал указ о расформировании корпуса. Отверженные гвардейцы подняли восстание. Но верные правительству войска подавили мятеж. Казармы мятежников были разрушены прямым огнем артиллерии, священные котлы уничтожены, а само имя янычар предано вечному проклятию. Практически сразу же после этих событий по Стамбулу стали гулять слухи о несметных сокровищах, спрятанных янычарами в укромном месте незадолго до разгрома. В качестве вероятного места захоронения называлась площадь Атмейдан, где находились казармы корпуса, а также пригородный район Ускю-дар. Сотни кладоискателей с лопатами и кирками в руках ринулись искать сокровища мятежных гвардейцев. Чтобы остановить вакханалию, султану пришлось издать специальный указ, а десяток особо ретивых охотников за кладами публично казнили. Понятно, что после этого поиски янычарского клада стали вестись тайно, с соблюдением необходимых предосторожностей. Даже знаменитый археолог Генрих Шлиман, раскопавший развалины Трои, поучаствовал в этом процессе. Но и его постигла неудача. Клад турецких янычар ищут почти 200 лет, но пока безрезультатно. В общемировом рейтинге «черных копателей» по предполагаемой ценности он занимает почетное второе место.
|