Рубрика: Об известном
Статья размещена: 12.04.11
Посмотрели: 3625
В прошлом году исполнилось ровно 35 лет со дня первого совместного советско-американского полёта в космос. Это случилось в самый разгар холодной войны, когда градус холода опустился ниже температуры человеческого понимания. Совместный советско-американский проект стал точкой отсчёта общего потепления политического климата на Земле. ПРИВКУС ПЕПСИ 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по Москве с космодрома на Байконуре был произведён запуск корабля «Союз-19». На его борту находились советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Через 7 часов с Восточного полигона во Флориде на мысе Канаверал стартовал корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном. Оба запуска входили в программу экспериментального полёта «Аполлон-Союз» (ЭПАС).
Впервые за историю космонавтики на околоземной орбите была образована и успешно функционировала в течение двух дней космическая система из состыкованных кораблей политических противников с международным экипажем на бортах. Совместный советско-американский полёт «Союз-Аполлон» являлся важным историческим событием, открывшим новую эпоху в исследовании космоса, и внёс заметный вклад в улучшение советско-американских отношений и всей мировой политики. Встреча советских и американских учёных по вопросам совместимости средств полёта и стыковки космических кораблей прошла в Москве в октябре 1970 года. Начало экспериментального проекта «Союз-Аполлон» состоялось в апреле 1972 года. Тогда в Советском Союзе встретились представители Академии наук СССР и NASA США. А чуть позже председатель Совмина СССР Косыгин и президент США Никсон подписали «Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Так стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Старт наметили на 1975 год. А пока в продажу на прилавки советских магазинов поступил неведомый советский гражданам напиток - пепси-кола. СОСТАВЫ КОМАНД В 1973 году NASA объявило состав экипажей корабля «Аполлон», только через 2 месяца с составами экипажей определились наши учёные. Первый экипаж-Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвёртый - Юрий Романенко и Александр Иванченков. В ходе подготовки к совместной программе в 1974 году был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16». В его составе были Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Основной этап эксперимента стартовал 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». На борту «Союза-19» находились Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), в экипаже «Аполлона» - астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). Запуск прошёл отлично. После окончания комплексной проверки бортовых систем был проведён первый из двух маневров формирования монтажной орбиты. Командиром экипажа «Союз-19», назначили Алексея Леонова, самого известного в мире советского космонавта после Юрия Гагарина. Именно он первым шагнул в открытый космос. После этого Леонову не очень везло. В 1965 году его повысили в должности, назначив начальником группы советских космонавтов, готовившихся к полёту на Луну. Однако программа «Зонд», в отличие от программы американского «Аполлона», уступала в надёжности. Пришедший на смену Сергею Королёву Василий Мишин перестраховался и не дал согласие на пилотируемый облёт Луны. В результате первым успел пройти по Луне американец Фрэнк Борман, прилетев туда на «Аполлоне-8». Алексей Леонов шутил, что во время первого международного космического полёта его участники использовали для общения три официальных языка: английский, русский и оклахомский для Тома Стаффорда (он родом из Оклахомы). Леонов за всё это время в космосе так и не побывал. Пару Леонову в качестве бортинженера составил Валерий Кубасов, член экипажа экспедиции «Союз-6», впервые поставившей уникальный эксперимент по сварке в космическом вакууме. Шефом американского корабля стал Том Стаффорд - командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, обогнувшего Луну. Миссия «Аполлона-10» запомнилась как генеральная репетиция полёта Нила Армстронга. Том Стаффорд и Юджин Сернан (будущий командир «Аполлона-17», последней на сегодня пилотируемой лунной экспедиции планеты Земля) отстыковывали лунный модуль и сближались с поверхностью ночного светила. Но на Луну Стаффорд так и не высадился. Первоначально компанию Стаффорду в качестве пилота командного модуля должен был составить Джон Суайгерт - один из героев аварийной эпопеи «Аполлона-13». Однако он попал в сомнительную историю, известную как «скандал с марками Аполлона-15». Как выяснилось, экипаж «Аполлона-15» нелегально провёз на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полёту, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на «Аполлоне-15» не летал, не числился он и среди дольщиков этого сомнительного бизнеса, но он был в курсе задуманной астронавтами махинации в стиле О. Тенри. При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать властям показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Бренда, до того в космос не летавшего, да и марками он не интересовался. Третьим к Стаффорду и Бренду был назначен Дональд Слей-тон, заместитель директора NASA по комплектованию экипажей. До сего момента этому космонавту фатально не везло. Он оказался единственным из первой семёрки американских астронавтов, кто так ни разу и не побывал в космосе: то в последний момент отменили третий суборбитальный полёт «Мерку рий-Редстоун», то во время подготовки полёта на орбиту у космонавта возникли проблемы со здоровьем. И вот наступил час Слейтона, причём ему доверили очень важную роль -пилота стыковочного модуля. БОРЩ ВМЕСТО ВОДКИ В целом совместный полёт прошёл удачно, как мы все знаем. Но были и мелкие проколы, о которых теперь уже вспоминается с улыбкой. Первая серьёзная проблема возникла с общей корабельной атмосферой. Корабль «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 мм рт. ст.), советские же космические ракеты летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению сравнимой с земной. Для решения этой жизненно важной задачи к «Аполлону» присоединили дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры приближались к советской атмосферной системе. В «Союзе» же ради такого праздничного случая снизили давление до 520 мм.рт.ст. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом герметизировался. 17 июля (через 2 дня после старта) советский и американский космические корабли благополучно состыковались на космической орбите. Пришлось подождать выравнивания атмосфер. И вот наконец когда торжественно отдраили люк, Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель, что и транслировали все телевизионные программы мира. Состыкованные корабли находились на орбите почти двое суток. Экипажи знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и согласно программе много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю. Не обошлось и без традиционных шуточек и приколов. Алексей Леонов, к примеру, перед телекамерами с серьёзнейшим видом вручил американцам тюбики, в которых, судя по надписям, содержалась водка, и уговорил коллег выпить втихаря по маленькой. В тюбиках, естественно, водки не было, они были наполнены украинским борщом, а этикетки переклеил сам Леонов. После расстыковки кораблей через два витка корабли вновь соединились, отрабатывая использование стыковочного узла. Руководили процессом американцы, и командир Слейтон ошибся и превысил скорость, перегрузив выдвинутые и уже защёлкнувшиеся амортизаторы «Союза». Спас ситуацию многократный запас прочности штоков стыковочного узла, собранного в СССР. Политическая часть полёта закончилась сравнительно удачно, несмотря на возникавшие сложности. «Союз» ушёл назад на Землю, а «Аполлон» ещё трое суток бороздил просторы Вселенной на заданной орбите и затем приводнился в Тихом океане. При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения агрегатов, в результате чего в кабину стало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и натянуть их на себя и на друзей, потерявших сознание. Помогла в этой тревожной ситуации и оперативность спасательных служб США. По свидетельствам врачей, астронавты «схватили» 75% летальной дозы ядовитого газа. На этом совместный космический полёт благополучно завершился. Возобновились совместные пилотируемые полёты, со стыковками только через двадцать лет. Этому способствовала программа «Мир-Шаттл» и проект Международной космической станции. А воспоминания о рукопожатии политических противников в космосе навсегда останутся у нас в памяти.
|