Сенсационная находка совершена в городе Тельдор (Израиль) в середине сентября 2009 года.
Небольшой драгоценный камень сердолик с выгравированным на нем портретом Александра Великого был обнаружен во время официальных и запланированных археологических раскопок которые возглавляют доктор Айелет Гилбоа из университета Хайфы и доктор Лиан Шарон из еврейского университета Иерусалима. Они и прокомментировали неожиданную находку на пресс-конференции для широкой общественности «Несмотря на небольшие размеры сердолика его высота или боковая грань едва достигает одного сантиметра, а ширина и вовсе едва достигает всего пяти миллиметров - автор гравировки сумел изобразить бюст Александра Македонского не упустить в данном портрете на драгоценном камне важнейших атрибутов царствующей особы.
Император за печатлен молодым могущественным и красивым человеком с мужественным подбо родком, прямым и правильным носом с непослушными длинными вьющимися волосами которые усмиряет на голове скромная, но прекрасная диадема. Почти все историки и ученые из Гельдора не упустили возможности выказать свое удивление что такой ценный исторический раритет и изу мительное ювелирное изделие обнаружилось именно на территории Израиля - на самой периферии древнего эллинского мира. Историкам и специалистам до стоверно известно, что мастера живописи, скуль птуры и гравировки - также как и художник сотворивший данный портрет Александра Великого - чаще всего ангажировались представи гелями влиятельных и богатых древнегреческих семей из столичных городов Греции. К примеру всем известны заказчики, проживавшие в Египте и Сирии. Данный новый археологический артефакт является весомым доказательством того, что элита общества из второстепенных центров Древней Греции, как Тельдор, к примеру, высоко ценила утонченные произведения искусства, ко торые приобретали и заказывали у мастеров, как и греческая аристократия из столиц империи Это говорит о том. что иудейские богачи подо бострастно копировали поведение и вкусы гре ческой знати. Уникальность данного артефакта из Тельдора заключается в том, что сердолик был найден во время плановой и запланированной археологической акции. Происхождение большинстве портретов Александра Македонского, хранящихся в различных музеях, разбросанных по всему миру, как правило, неизвестно. Некоторые из них принадлежат государственным коллекциям которые составлялись еще во времена, предшествовавшие эпохе научной археологии, многие из этих изображений разными путями ушли на территорию черного рынка, а часть портретов признаны специалистами обычными подделками Любопытно, что драгоценный камень с гравировкой бюста императора извлекли из слоя земли (относящемуся к эллинскому периоду) добровольные любители из Вашингтонского университета, ранее не принимавшие участия в аналогичных мероприятиях. Сам портрет относится к этому же периоду истории. В то время было очень модно и почетно носить подобные украшения с портретом этого героического императора Кстати в идентификации ювелирного изделия принимали участие виднейшие историки и ювелиры США, Израиля и специалисты из других стран. Александр Македонский, по всей видимости, был первым греческим правителем который обязал художников. и скульпторов создавать свой oбpaз (рисовать, ваять, писать), как культового героя, который следует повсеместно пропагандировать и культивировать. Именно Александр Великий ввел в традицию императоров возводить себя в культ и вести повсеместную мифологизацию своих подвигов, имиджа, имени. Творцы быстро сообразили, что угождать властителям легко. Стоит только к реалистичному изображению правителя присовокупить элементы классической красоты, соответствующие эллинским традициям искусства. Затем к образу императора художник в обязательном, порядке добавлял королевские атрибуты (в данном случае, - диадема) и элементы божественного происхождения как греческого так восточного направлений искусств. Имидж императора должен был выражать державность и власть императора на территориях, подчиненных Александру. Изображение утверждал сам Александр Македонский. Поэтому данный портрет (изображение) было распространено во всех уголках империи в виде статуй камелий и мозаики в различных публичных местах, а также чеканилось на монетах, государственных печатях и гравировалось на ювелирных изделиях. Образ Александра Македонского оставался популярным лейтмотивом в искусстве даже после его смерти, как в независимом искусстве, так и в официальном. К тому же такая легендарная и героическая личность Александра не могла оставлять настоящих художников равнодушными, которые все время возвращаются к его подвигам, его личности правителя и военачальника. Моложавый и красивый образ завоевателя мигом стал образцом и символом мужественности, героизма и божественной силы. Позже многие властители Древней Греции заимствовали такой образ Александра Великого, придавая своим портретам (изображениям) черты присущие великому полководцу. Сейчас драгоценный камень с изображением портрета Александра Македонского выставлен в историческом музее Тельдора для публичного обозрения. Александр ВУЛЬФ
|