В 30-х годах XX века группа ученых из Гарвардского университета работала на востоке штата Юта, но после этого археологи всерьез и надолго забыли об этом районе. Только один человек знал, что в действительности находится в каньоне, но он не спешил поделиться своими знаниями.
«Чем меньше людей об этом знают, тем лучше», - думал фермер Уилкокс. Он решил оставить в неприкосновенности Рэндж Крик - большой участок земли, купленный его родителями в 1951 году. Более пятидесяти лет хранил упрямый фермер свою тайну. 74-летний Уилкокс объясняет свою скрытность очень просто: он хотел, чтобы в его каньоне все оставалось, как есть. Он не желал, чтобы туда понаехали жадные авантюристы, изрыли долину и разграбили раскопы. Теперь он уже перестал заниматься хозяйством и продал свое ранчо, обязав новых владельцев охранять заповедные земли. Фирма передала эти земли властям штата Юта, вместе с почетной обязанностью их беречь. Должностные лица еще не придумали, что делать с доставшимся штату участком. В Юте и без того много национальных парков. А тем временем в обширный каньон приехали археологические экспедиции, и там, конечно, появились также всякие подозрительные личности - перекупщики и «черные археологи». Случилось именно то, чего опасался Уилкокс, от чего он полвека берег индейские древности в безлюдном захолустье. Одна местная газета опубликовала сообщение о находках, и эта новость, разрастаясь как снежный ком, покатилась по всей стране и дошла до самых отдаленных ее уголков. Уилкокс с бессильным отчаянием наблюдал за распространением известия, но остановить лавину уже никто не мог. Тишина, безлюдье и покой родной земли безнадежно остались в прошлом. Еще одна неприятность пришла с той стороны, откуда ее вовсе не ждали. Главный вождь местных индейских племен, провозгласивших себя наследниками древней фремонтской культуры, узнал из прессы об открытии и сказал в интервью, что он несказанно рад. Вожди племен решили, что это место в каньоне - святилище их предков. Они потребовали, чтобы участок закрепили за ними. Власти штата отнеслись к претензиям индейских вождей весьма сдержанно, тем более, что участок немаленький. А для археологов этот каньон - земля обетованная. Холмистая долина, протяженностью около 19 километров, густо усеяна разнообразными артефактами. Прямо на земле валяются наконечники стрел и бусы, в каменных амбарах прекрасно сохранились остатки запасов зерна и семян. В некоторых местах ветер обнажил лежавшие неглубоко в земле скелеты, завернутые в бобровые шкуры и растения. На отвесных скалах археологи обнаружили спиральные индейские орнаменты, замечательную наскальную живопись. Цветные рисунки, искусно выполненные черной, красной, белой, желтой и оранжевой краской, изображают фигурки людей и животных. Специалисты отдают себе отчет, что они только мельком осмотрели территорию долины и увидели лишь то, что на поверхности - ничтожно малую часть ее сокровищ. Специалисты датировали поселения периодом между 1100 и 900 годом до нашей эры, но отдельные предметы, возможно, гораздо древнее и имеют возраст около 4500 лет. Уникальность комплекса археологических находок не в особенной архитектуре построек (как, например, в Маса-Верде) - они как раз ничем не примечательны. Это место интересно, прежде всего, тем, что оно до сих пор оставалось практически нетронутым. Фремонтцы были простыми людьми. Они жили в маленьких каменных хижинах с деревянными крышами из кедра, добывали пропитание охотой и собирательством, обрабатывали небольшие поля и огороды, разводили скот. Фремонтцы предусмотрительно делали запасы продовольствия на месяцы зимней бескормицы. Об этих племенах известно очень мало. Причины и обстоятельства исчезновения фремонтской культуры неясны. Ученые предполагают влияние неблагоприятных изменений климата и натиск пришлых племен. Поскольку культура фре-монтцев очень неоднородна и с трудом поддается определению, их первоначально считали подгруппой народа аназаси. Неизвестно также, относили себя сами фремонтцы к одному народу или нет. Некоторые группы вели оседлый образ жизни, возделывали поля, а другие были кочевыми охотниками и часто переезжали с места на место вслед за дичью. Возможно, они говорили на разных языках. Самое типичное, что объединяет все фремонтские племена, это своеобразное искусство и керамика. Кроме того, они шили очень необычные мокасины. Фремонтские поселения совершенно различны - от простой стоянки до многолюдной каменной деревни. Судя по развалинам, они умели строить оросительные каналы, более подробные сведения археологи надеются выяснить в ходе дальнейшего изучения многочисленных находок на востоке штата Юта. Пока ученые работают на раскопках наперегонки с вездесущими «черными археологами», на политическом фронте разгорелся жаркий спор. Индейцы из Союза племен Юты чувствуют себя обманутыми и униженными. Вожди индейцев видят в отрицательном отношении к их требованию оскорбление всего коренного населения Америки. Индейские вожди возмущены, что с ними не посоветовались относительно раскопок в «каньоне предков». Впрочем, в США споры из-за археологических находок имеют давнюю традицию. Кевин Джонс, государственный археолог, отвечающий за участок в Юте, отверг все обвинения со стороны Союза индейских племен. Он заявил, что не давал никакой информации, потому что раскопки еще не начались. Предполагается информировать все заинтересованные организации, когда будет составлен план раскопок. Глава Союза племен Форест Кэч заверил, что не хочет препятствовать научному исследованию находок, только настаивает на более внимательном отношении государства к интересам коренных жителей. Ни одна из конфликтующих сторон не набрела на полезную мысль, что раскопки нужно как-то охранять, и что неплохо было бы закрыть доступ на территорию каньона. Вместо этого они рассуждают о том, что нужно организовать посещения раскопок в определенные дни года и только в сопровождении гидов. Но неофициальные посетители и организованные туристы представляют опасность для раскопок. Рэндж Крик изменился: раньше там не бывало незнакомцев, а теперь бродят какие-то типы с рюкзаками. Некоторые предметы, лежавшие на поверхности земли, уже бесследно исчезли. Археологов это очень тревожит, но они ничем не могут помочь - нужно поставить охрану вокруг всего каньона. Нетронутый археологический участок, который фермер Уилкокс полвека скрывал от посторонних глаз, превратился в проходной двор, куда заходят все, кому не лень. Александр КОБЕЦ
|