Рубрика: Катастрофы
Статья размещена: 09.05.10
Посмотрели: 2362
Катынь, урочище в 14 км к западу от Смоленска, в районе железнодорожной станции Гнездово. В 1930-х гг. место массового захоронения советских граждан - жертв сталинских репрессий.
Весной 1940 органы НКВД уничтожили в Катыни несколько тысяч польских офицеров, интернированных осенью 1939 на территорию СССР и доставленных из Козельского лагеря. Расстрелы на территории катынских лесов проводились и в период оккупации Смоленской области фашистами. В 1989 в Катыни сооружен мемориал. Место сделали символом гибели пленных польских офицеров от рук советской власти. В сентябре 1939 года при оккупации советскими войсками западных областей Украины и Белоруссии были арестованы в качестве военнопленных более 30 тысяч поляков (главным образом польских военнослужащих). И снова весна, и снова Катынь, и снова очередная трагедия, унесшая на этот раз жизни политической элиты Польши, включая президентскую чету Леха и Марию Качиньских. Потеря невосполнимая и необоснованная. Просто какая-то черная мистика. Теперь уже не только географическое название Катынь, но и само это слово в сердцах поляков навечно будет ассоциироваться с гибелью цвета элиты политического истэблишмента и Польского генералитета. По воспоминаниям Эдварда Мижиковско-го - отставного польского военнослужащего и близкого друга погибшего президента Польши Качинского - незадолго до рокового полета того терзали тяжкие сомнения, ему не хотелось лететь в Катынь. Однако он все же направился туда, так как годовщина трагедии в Катынском лесу - одна из важнейших дат в современном польском обществе. К тому же идея - отдать последние почести жертвам катынского расстрела вместе с детьми, внуками и ближайшими потомками казненных там офицеров - принадлежала Леху Качиньскому, который по этому поводу не без сарказма обратился к российскому правительству с просьбой выдать ему без задержек визу для посещения России по этому скорбному случаю. В Смоленске 10 апреля 2010 года - пункте назначения правительственной польской делегации во главе с президентом Лехом Качинським - в то утро была нелетная погода. Туман. Что заставило президента настоять на полете: нам остается только гадать. Немецкие издания пишут, что Качинський стал жертвой собственной русофобии. Польский президент неоднозначно относился к России. Летом 2008 года во время военного конфликта в Грузии он специально полетел в Тбилиси, дабы поддержать там Михаила Саакашвили в его праведной борьбе с русским медведем. При посадке президент на повышенных тонах спорил с пилотом правительственного лайнера, который из-за опасности намеревался совершить посадку не в Тбилиси, а в Баку. Позже пилота все же уволили, хоть за него и заступился министр обороны Польши. Первые заявления российской стороны, сделанные в ходе немедленно начавшегося расследования авиакатастрофы, свидетельствуют о том, что командиру экипажа было предложено совершить посадку в трех ближайших безопасных географических точках: Витебске, Минске и Москве. Но Аркадиуш Протасюк, командир экипажа президентского самолета, отказался это сделать, ответив на радио-запрос, что будет заходить на посадку и лишь в случае неудачи уйдет на запасной аэродром. Эта попытка (единственная, а не четвертая как ранее сообщалось) оказалась фатальной. Российские эксперты полагают, что подобные действия опытного польского пилота нельзя объяснить иначе, как приказом начальства. Украинские пилоты отметают данную версию: «Только летчики имеют право решать, как им поступать в той или иной ситуации. Ни президент, ни Бог не имеют права приказывать старшему пилоту». Польские же летчики считают российскую версию несостоятельной и винят во всем российских диспетчеров. «По имеющейся информации, президентский борт заходил на посадку один раз, разговоры про четыре попытки - спекуляция», - заявил бывший военный летчик ВВС Польши Томаш Петржак. По его словам, пилот не мог поддаться давлению со стороны президента: «В нас специально воспитывают твердость, хладнокровие и спокойствие для трезвой оценки ситуации», -заявил Петржак. По его мнению, виноваты российские диспетчеры, отдававшие нечеткие команды. Как мы наблюдаем, на этом этапе расследования мнения специалистов разняться. А с такими выводами торопиться нельзя. Русско-польские отношения во все времена носили неустойчивый характер, который можно назвать «минным полем». И надо же было такому случиться: катынская годовщина, правительственный рейс, небо над Россией, российский самолет... Естественно, что кое-кто в Польше ищет виновных этой кошмарной трагедии в России. Но и трезвые голоса там раздаются. Версия о возможной технической неисправности президентского борта пока исключается. В прошлом году 20-летний лайнер прошел ремонт в России. Странно, что президент Польши летал на старом советском Ту-154. Польские журналисты считают, что причиной этого, а значит и виновниками трагедии, стали местные СМИ. Польское правительство остерегалось обновлять авиапарк, ибо экономило, чтобы не попасть под критику СМИ. Смерть же Качинського заставит польских журналистов осмотрительнее критиковать власть. Не только журналисты, но и политики должны будут стать острожными в своих высказываниях после смерти Качинського. Крушение президентского самолета обезглавило и польскую армию: в результате трагедии погибли глава Генштаба Вооруженных сил Польши Франтишек Гонгор, главнокомандующий сухопутных войск, главнокомандующий ВМФ, командующий войсками спецназначения, глава оперативного командования польской армии и командующий ВВС. Ранее действовал запрет на перемещение многих высших армейских командиров вместе, но из-за режима экономии польская делегация летела одним самолетом. Трагедия заставит ужесточить соблюдение правил перемещения командующего состава польской армии. И.о. президента Польши уже распорядился изменить правила перелетов военного руководства страны. В результате катастрофы также погибли высокопоставленные чиновники: последний президент Польши в изгнании Рышард Качо-ровский, епископ Тадеуш Плоски, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек и другие политики. Как же нам соседствовать и жить дальше? По мнению американского историка (польского происхождения), известного советолога Ричарда Пайпса, претензии поляков к русским по поводу трагедии, если и будут, то станут абсолютно неоправданными. «Поскольку это произошло в России, к тому же недалеко от места, где в прошлом сталинские власти устроили бойню, с точки зрения психологии, поляки в какой-то мере будут винить в произошедшем русских», - считает Пайпс. Иного мнения придерживается историк российско-польских отношений Войцех Станиславский. «Несмотря на натянутые отношения двух стран, простые поляки были очень тронуты тем, что президент России пан Медведев выступил с телевизионным обращением к польскому народу», - заявил Станиславский. К сожалению, смоленская трагедия не первая авиакатастрофа, в которой погибло первое лицо Польши... 4 июля 1943 года близ Испании погиб в авиакатастрофе глава правительства Польши в изгнании Владислав Сикорский - польский политик, генерал брони. После германского вторжения в СССР 30 июля 1941 года Сикорский подписал с И.М.Майским - советским послом в Англии - договор с СССР о возобновлении дипломатических отношений и пакт о создании польской армии на Востоке. Но в связи с обнаружившимися в 1943 году фактами катынского расстрела Сикорский выступил с обвинениями в адрес СССР, требуя от Черчилля разрыва отношения с СССР. Спустя несколько недель, Владислав Сикорский и его дочь Софья погибли в авиакатастрофе 4 июля 1943 года близ Гибралтара. Некоторые современные историки утверждают, что это не случайность. Английский пилот, который никогда ранее не надевал морской спасательный жилет, именно в этом полете надел его и остался жив. Происшествие породило множество слухов, догадок и версий. В ноябре 2008 года тело Сикорского эксгумировали и проверили польские эксперты с целью подтверждения версии о причастности к его гибели советских спецлужб, но никаких фактов не обнаружили. P.S. Завершена расшифровка информации «черных ящиков» польского правительственного самолета Ту-154. В лаборатории продолжаются работы по очистке от шумов звуковой информации, которая имеет дефекты, требующие восстановления. Ведутся работы по анализу материалов, полученных по результатам облета радиотехнических средств посадки, наблюдения и связи аэродрома Смоленск «Северный». Польские власти не спешат опубликовать технические данные с лайнера, пока они не будут достоверно проверены. Александр ВОЛКОВ
|