В последние годы мы все больше привыкаем отождествлять таинственную Гиперборею с заполярными землями в Карелии, а то и островами в Белом море. И таково во многом мнение не только любителей и энтузиастов, но и серьезных ученых. Но, давайте попробуем посмотреть, так ли обстоит дело в действительности. Что, собственно, рассказывали древние греки о Гиперборее? Историк Элиан (11-111 вв. н.э.), ссылаясь на Гекатея Абдерского, писал, что у гипербореев есть храм Аполлона, где жрецами служат трое могучих сыновей Борея - северного ветра. Когда они начинают служение, «с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев вокруг храма и как бы очистив его полетом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необычайной красотой. В то время как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединят к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают и лебеди. Они поют очень согласно, и никогда и нигде не издают ни одного нестройного или не согласованного с пением звука, как будто, получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевок. Затем, по окончании гимна, они удаляются...» Эллины бывали у гипербореев и «оставляли там богатые приношения с надписями эллинскими буквами». В то же время, живший в V в.до н.э. историк Пиндар сообщал, что попасть в блаженную страну весьма непросто: «Но ни вплавь, ни впешь никто не вымерил дивного пути к сходу гипербореев». По его словам, только Персей с помощью Афины проник туда и совершил подвиг, убив Медузу Горгону, от одного взгляда на которую человек обращался в камень. Побывал у гипербореев и Геракл. Сами же гипербореи принимали весьма активное участие в жизни древних греков. В их земле родилась титанида Лето (у римлян - Латона), которая по прибытии на остров Делос родила близнецов - Аполлона и Артемиду. Аполлон же до своего утверждения в Дельфах жил среди гипероореев и затем периодически туда возвращался. Существуют сведения, что Дельфийский оракул Аполлон основали гипербореи. По словам Павсания, местная принцесса Бойо, написавшая гимн дельфийцам, говорила, что этот оракул был открыт в честь бога людьми, прибывшими от гипербореев; в их числе был и Олен, который стал первым пророком бога и первый произносил пророчества в гекзаметрах. Во времена Геродота на острове Делос почитались могилы двух гипербореянок - Арги и Опиды, - сопровождавших богиню Лето, когда она прибыла на этот остров. С этим островом связаны имена и двух других девушек - Гиперохи и Ла-одики. Издавна гипербореи посылали на остров ежегодные посольства со священными дарами. Гипероха и Лаодика не стали возвращаться домой. Они умерли на Делосе, и Геродот сам видел их могилы. С тех пор гипербореи перестали посылать на Делос своих представителей, а дары Аполлону передавали через соседние северные народы. Истинность рассказа Геродота нашла свое подтверждение в двадцатых годах XX столетия, когда французские археологи нашли останки каменной кладки гробницы «гиперборейских дев». Много толков у греков было и о гиперборее Абарисе. О нем, как о маге и волшебнике, обладавшем сказочными способностями, ходило столько фантастических легенд, что Геродот отказался включить в свой труд сведения о нем. Платон же, напротив, считал выходца из Гипербореи непревзойденным заклинателем от всех болезней. Считалось, что Абарис мог неограниченно долго обходиться без пищи, что в дар от Аполлона он получил способность предвидеть будущее, а так же некую волшебную стрелу, на которой порой летал. Именно поэтому пифагорейцы называли его «воздухошествующим». Любопытно, что греки считали гипербореев близкими к себе и по культуре, и по крови. Гипероореи, как писал Диодор, «имеют свой собственный язык, но к эллинам очень близки, особенно к афинянам и делосцам, с древнейших времен поддерживая это расположение». Основным хозяйственным занятием гипербореев было земледелие, что явствует из того, что свои дары, ежегодно направляемые на Делос, они посылали завернутыми в пшеничную солому. Древние греки почитали богиню Лето и ее детей - Артемиду и Аполлона. МиАы называли их отцом то Зевса, то гипероорея Описа. Одним из близких Артемиды зверей был медведь. Священные танцы в честь Артемиды Брауронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде посвящался месяц артемизион - нынешний март, - время, когда медведи выходили из зимней спячки. У греков практиковались медвежьи праздники, называвшиеся «комоедиа». Они послужили основой будущей комедии, а проводились в марте, месяце Артемиды, в одно время с аналогичными праздниками у восточных славян, носившими почти такое же название - «комоедицы». Последние приурочивались к весеннему пробуждению медведя и проводились 24 марта. Местожительство гипербореев древнегреческие авторы в своих текстах и на картах перемещали от Фессалии, Македонии и берегов Дуная до Ледовитого океана - все дальше и дальше по мере расширения реального географического горизонта и воображаемой Ойкумены. Великий советский историк академик Б. А. Рыбаков писал: «Наиболее осторожно будет считать гиперборейцами земледельческие племена, жившие на север от Греции, невдалеке от Истра-Дуная, где произошла встреча Артемиды с Гераклом». Но это именно, если проявлять осторожность, ибо другие историки и, особенно, исследователи-энтузиасты помещают Гиперборею то в Прибалтике, то на Урале, то и вовсе уж на Русском Севере или в Скандинавии». Любопытно, что на севере Италии, неподалеку от выше упомянутых этрусков, жило племя венетов. Древнегреческая традиция постоянно смешивала венетскую реку Еридан - нынешнюю По - в северной Италии с одноименной рекой, впадающей в «северное море», под которым, судя по всему, надо подразумевать Балтийское. Уже Геродот знал, что янтарь привозят с далекой северной реки. Янтарь греки получали от иллирийских венетов, но те, в свою очередь, имели непосредственные контакты с Прибалтикой, поскольку прибалтийское происхождение янтаря абсолютно достоверно установлено специалистами в своей отрасли. По сведениям Страбона, адриатические венеты поклонялись священной роще, озеру и семи источникам. Поклонение дубовым рощам и источникам историки отмечают и у балтийских славян. Самой же яркой деталью, сближающей венетов столь отдаленных друг от друга областей, являлось почитание коня. Священная конюшня на балтийском острове Рюген, где находилась Аркона - главное святилище славян-бодричей, насчитывала 300 лошадей, причем непосредственно около идола находился белый конь, ездить на котором и кормить которого имел право лишь верховный жрец. При этом венеты практически целую тысячу лет удерживали своеобразную монополию на торговлю прибалтийским янтарем. Получается, что древние греки не только длительное время с выгодой для себя контактировали с архаическим бал-то-славянским миром, но и, не исключено, в какие-то совсем уж незапамятные времена были его частью. Вот только где находилась их общая прародина? Вполне вероятно, что, действительно, где-то в Северном Причерноморье. Пришедшие туда предположительно ираноязычные скифы оттеснили предков славян к северу, и связь между ними и греками прервалась. Впрочем, окольными путями, через италийских венетов, предприимчивые эллины ухитрялись получать от своих дальних родственников даже прибалтийский янтарь.
|