Главная » 2010 » Сентябрь » 21 » Туннель на Луне

Туннель на Луне
Рубрика: Тайны Космоса
Статья размещена: 21.09.10

Туннель на Луне

На снимках, полученных с японской космической исследовательской станции «Кагуя», ученые открыли на поверхности Луны глубокий провал.

Группа исследователей под руководством Юничи Харияма из японского Управления по астронавтике и исследованию космического пространства (JAXA), а также Каролина ван дер Богерт из Мюнстерского университета в Германии увидели в существовании этой дыры подтверждение гипотезы о том, что под поверхностью спутника Земли существует система туннелей, образованных когда-то потоками лавы. Эти туннели в будущем можно использовать в качества безопасных укрытий для экипажей пилотируемых лунных станций.

Так называемые лавовые туннели (как сообщает научно-популярный журнал New Scientist о статье в специальном научном издании Geophysical Research Letters) уходят далеко вглубь недр Луны. Они напоминают аналогичные геологические структуры на Земле. Они возникли, по всей вероятности, в тот период, когда верхние слои потока лавы затвердели, а внутренние слои, которые еще находились в расплавленном жидком состоянии, вытекли и, под конец, оставили после себя остывшие туннели.

Астрогеологи и раньше предполагали существование на Луне лавовых туннелей. Основанием для таких предположений являлось наличие на поверхности естественного спутника извилистых борозд, которые частично ведут круто вниз, что указывает на возможность входов   в   пещеры,   лежащие   глубоко под поверхностью. Однако до сих пор никак не удавалось найти хотя бы один сохранившийся вход в систему туннелей.

Обнаружение первого потенциального входа в туннель обещает в дальнейшем открытие системы невредимых лавовых туннелей. Вход находится поблизости от кратера Мариус в Океане Бурь (Oceanus Procellarum), в западной части обращенной к Земле стороны Луны.

Отверстие имеет диаметр 65 метров, уходит вглубь на 80 метров и расположено посредине уже хорошо описанной системы борозд. На основании наблюдений исследователи полагают, что входное отверстие ведет в лавовый туннель шириной до 370 метров.

Каким образом возникла эта дыра, ученым пока неясно. Во-первых, Отверстие могло образоваться вследствие падения метеорита, во-вторых, в результате вулканической деятельности на Луне или под влиянием сил гравитации Земли. Однако провал мог образоваться от лавовых потоков во время формирования лавовых туннелей, вероятно, миллиарды лет назад.

Лавовые туннели вполне подходят для устройства надежного убежища, способного защитить людей от космического излучения, от падающих метеоритов, от температурных колебаний. Там можно даже соорудить стационарные жилые для космонавтов и складские помещения для будущей лунной станции. Единственный естественный спутник Земли, который с незапамятных времен притягивал к себе пристальные взгляды землян, наверняка не оставят без внимания будущие поколения людей науки и первопроходцев иных миров.

Ученые до сих пор продолжают спорить о том, каким образом у такой небольшой планеты, как Земля, появился собственный спутник. Новая гипотеза ставит под сомнение общепринятую в последнее время теорию происхождения Луны.

Астрономы, в основном, считают почти доказанным, что спутник Земли сформировался из обломков планеты в ранний период ее существования 4,5 миллиарда лет назад вследствие столкновения с небесным телом, сопоставимым по размерам с Землей.

Однако многочисленные геологические особенности Луны заставляют некоторых специалистов сомневаться в «теории гигантского столкновения». Маститый профессор геологии Роберт Малкьют из Университета Денисона в штате Огайо тоже полагает, что можно допустить совсем другие условия в ранний период существования Солнечной системы. Луна возникла, вероятно, с внутренней стороны орбиты ближайшей к Солнцу планеты Меркурий, но потом покинула первоначальную орбиту и удалялась от Солнца. Силы гравитации Земли, встретившейся на ее пути, притянули к себе малое небесное тело, и оно стало спутником нашей планеты.

Профессор обосновал свои сомнения в правильности «теории гигантского столкновения» в докладе, представленном на ежегодном собрании «Геологического общества Америки» в Портленде, и подкрепил их недавно найденными в Австралии минералами, возраст которых четыре миллиарда лет. Эти минералы подтверждают, что к тому времени Земля уже слишком сильно остыла, чтобы выдержать соответствующий «теории гигантского столкновения» удар и сохраниться при этом в целостности как планета. «Если бы произошло столкновение, высокая температура создала бы условия, совершенно не соответствующие геологическим фактам, которые у нас есть. К тому времени Земля уже достаточно остыла, и на ней образовались океаны».