Пятьдесят лет тому назад мне, молодому инженеру, судьба преподнесла изумительный подарок - командировку в самый красивый город страны Ленинград. Сойдя с поезда ранним августовским утром, с нескрываемым восторгом шёл я от Московского вокзала к Неве по Невскому проспекту. Город поразил меня великолепием дворцов, музеев, проспектами, Невой. Всё восхищало меня, кроме замерших в молчаливой тоске величественных, уникальных соборов. Но вот настали другие времена. Ленинград снова стал Санкт-Петербургом, в соборы стала возвращаться жизнь. А недавно донеслась благая весть: 29 августа 2010 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский освятил колокола восстановленного собора Фёдоровской Божьей Матери. Скоро его вновь отстроенная колокольня оживёт от звучания всех 11 колоколов и прибывающих на Московский вокзал снова будет встречать «Романовский звон». Как в дореволюционные годы Невский проспект зазвучит колоколами от Александро-Невской Лавры до Казанского собора, а навстречу им будут нестись звоны Исаакия, Петропавловки, Спаса на Крови. ПОД ПОКРОВОМ ВСЕВЫШНЕГО Когда над Россией умолкли колокола, русская душа словно «скуксилась», стала очень уязвимой. Академик Ф.Я. Шипунов после долгих исследований обнаружил, что в дореволюционной России, особенно в европейской её части, излучение колоколов было столь мощным, что она фактически находилась под защитным звуковым куполом. Интересно, что диаграмма направленности каждого колокола имеет форму креста. Звон, спускаясь сверху, как бы крестит окружающее пространство (исследования д. т. н. Б. Н. Нюнина). Поэтому основная масса жителей России, несмотря на кризис власти, оставалась хранителем устоев православия, не допуская распространения самых пагубных человеческих качеств - эгоизма, зависти, ненависти, вседозволенности. Революция уничтожила защиту, объявив православие мракобесием, опиумом для народа. ГОЛОС БОЖИЙ
В народе издревле говорят - «Голос колокола - это голос Божий», однако без человека, без звонаря этот голос никогда бы не прозвучал. Как правило, эти люди всегда были талантливы и влюблены в своё дело до самозабвения. Не имея никакого образования, они заучивали звоны при помощи частушек или всевозможных поговорок. Выдающийся звонарь А. В. Смагин поднялся на колокольню в 10 лет. Повзрослев, он много ездил по России, изучая звоны Троице-Сергиевой Лавры, городов Сибири, Москвы, Ростова и выработал свой особый стиль. Работая в городе Ливны, стал знаменит на весь город, но не угодил местному духовенству, посчитавшему, что звонит он «непотребно и самовольно». В 1878 г. Александр Васильевич приезжает в Санкт-Петербург, где поступает работать на Балтийский завод грузчиком. С 1886 г. он становится «нештатным» звонарём Александро-Невской Лавры, потом Вознесенской церкви. Его звоны не были просто механической работой, в них жила душа. Чтобы звоны были чистыми и законченными, он изобрёл целый ряд приспособлений, позволявших «дирижировать» работой звонарей многоярусной колокольни, которые, не видя друг друга, могли создать стройное колокольное произведение. Специалисты отмечали, что к началу XX века петербургские звоны превосходили по тональному разнообразию и мелодичности московские и даже знаменитые ростовские «малиновые». ЗВОНКОЕ ЛЕКАРСТВО Надо сказать, что взаимоотношения человека с колоколами всегда носили мистический характер. Например, звонари никогда не болеют. Даже во время эпидемий они, как правило, оставались здоровыми, осуществляя круглосуточный звон. Доктор биологических наук, академик Ф. Я. Шипунов, заинтересовавшись этим явлением, провёл ряд оригинальных экспериментов. Он разместил в баночках Петри вирусы гриппа, желтухи, тифозные палочки и поставил их под шестиоктавные колокола. Оказалось, что во время звона белки сворачиваются в кристаллические структуры и становятся безопасными для человека. Причём каждый вирус погибает в своём звуковом (или частотном) диапазоне. Дальнейшие исследования показали, что генерируемая колоколами ультразвуковая составляющая действует как антибактериальное средство, убивая болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! КОЛОКОЛЬНАЯ МУЗЫКА И всё-таки колокола - это оригинальный музыкальный инструмент, звучание которого невозможно воспроизвести никакими электронными средствами. Осознавая это, человечество создало на их базе неповторимое музыкальное устройство - корильон. Как полагают исследователи, корильон изобрели в V веке до н.э. в Китае, в Европе его появление относят к XV веку. Первый корильон в Россию привёз Пётр I из Голландии. Он насчитывал 35 колоколов и был установлен на колокольне Петропавловского собора. Однако в 1756 г. в колокольню попала молния, и инструмент погиб при пожаре. Императрица Елизавета Петровна заказала новый корильон. Его смонтировали в 1776 г. Прошло более ста лет. В конце XX века по инициативе директора «нидерландской Королевской школы корильона» Йо Хаазена возник международный проект «Восстановление Петропавловского корильона», поддержанный множеством спонсоров. И вот, к 300-летию Санкт-Петербург получил подарок - новый корильон из 51 колокола. Изготовление, установку и настройку инструмента осуществила нидерландская королевская литейня «Петит и Фритцен». Следом к знаменательной дате Санкт-Петербург получил ещё один подарок - второй корильон. Это был уже современный музыкальный инструмент. На Крестовском острове установили 27-метровую арку-звонницу с 23 колоколами, звучание которых осуществляется механизмом, управляемым компьютером, и 18 колоколами с ручным управлением. Есть в России и третий корильон - в Петергофе. В честь 300-летия Санкт-Петербурга 15 сентября 2001 года в Петропавловской крепости состоялся первый концерт корильонной музыки, на котором выступил сам маэстро Йо Хаазен. В 2010 году состоялся международный фестиваль «Петербургский корильон», который, возможно, будет проводиться ежегодно. ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН Сколько песен, многие из которых стали народными, посвящено колоколам! Одна из самых известных, конечно, это «Вечерний звон». Слова этой песни принадлежат замечательному поэту и переводчику начала XIX века Ивану Ивановичу Козлову. Стихотворение было напечатано в альманахе «Северные цветы на 1828 год». Не все знают, что это был вольный перевод стихотворения Томаса Мура. Стихотворение И.И.Козлова настолько понравилось соотечественникам, что сразу же несколько композиторов положили его на музыку. Самый известный вариант принадлежит композитору А.А. Алябьеву. Интересно, что Томас Мур посвятил своё стихотворение колоколам Санкт-Петербурга, хотя никогда в этом городе не был. Остаётся удивляться, как петербургские колокола, которых поэт никогда не слышал, могли напоминать ему «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом»?
|