Морская фортуна каждому судну предоставляет три варианта его судьбы: оно может благополучно вернуться в порт, может утонуть с экипажем или без, может пропасть без вести. Но в истории мореплавания известны и более невероятные случаи, когда судно, многие годы пролежавшее на дне, поднимается из пучины, вновь отправляется в плавание и продолжает бороздить водные просторы уже без экипажа. И, когда судно, опять-таки без экипажа, самостоятельно покидает порт и исчезает за горизонтом... Сильное землетрясение в конце прошлого века, произошедшее в районе небольшого полинезийского острова Аай, вызвало гигантские волны, обрушившиеся на побережье. Ветхие строения и жилища рыбаков либо унесло ветром, либо разрушило волнами. Когда стихия утихла, жители острова стали помогать отстраиваться заново тем, кто жил на побережье. В разгар работ строители вдруг увидели невероятное: мимо острова медленно плыло старинное судно со сломанными мачтами. На его борту не было ни души. Легенды о «Летучем голландце» в просвещённом XX веке давно стали интернациональными, и жители острова дружно бросились наутёк в джунгли, не желая встречаться с пришельцем из преисподней. Менее суеверным оказался экипаж катера береговой охраны, который взял «Голландца» на абордаж. За выяснение судьбы пришельца из прошлого взялись специалисты и историки. Выяснилось, что в этих местах при загадочных обстоятельствах в 1712 году исчезла каравелла «Ларгмонт». По-видимому, при ударе о подводный риф на каравелле разошлись доски обшивки, и она затонула. За два с половиной столетия нахождения под водой дерево разбухло и щели закрылись. Подземные толчки и образовавшиеся из-за них огромные волны подняли каравеллу со дна, часть воды из корпуса при этом вылилась наружу, и всплывшее судно встало на ровный киль. Теперь, спустя столетия после гибели, ему уготована вторая жизнь в качестве музейного экспоната. Морской историк Л. Скрягин в своей книге «Тайна «Летучего голландца» рассказал невероятную историю американского парохода ледового класса «Бейчимо», известного в истории мореплавания как «Летучий голландец» Арктики». В свой последний рейс с экипажем пароход отправился в навигацию 1931 года с острова Ванкувер. Во время рейса он посещал многочисленные береговые фактории и забирал пушнину. Но на обратном пути у берегов Аляски «Бейчимо» оказался в ледовом плену. Экипажу пришлось остаться на зимовку у мыса Бельчера. В целях безопасности (судно могли раздавить льды) экипаж переорался на берег. Однако зимовать члены экспедиции раздумали, и в ноябре их вывезли самолётом. 26 ноября во время шторма лёд, в который вмёрз корабль, пришёл в движение. И он отправился в дальнейшее плавание, но уже без экипажа. Поразительно то, что в августе 1932 года «Бейчимо» вернулся на прежнее место, словно желая проверить, здесь ли нехорошие люди, которые его бросили. Но вместо них на судне появились другие нехорошие люди, которые сняли с него груз пушнины на 200 тысяч долларов. На следующий год в марте «Бейчимо» опять вернулся на прежнее место. Около 30 эскимосов на каяках поспешили к нему и забрались на палубу. Но внезапно начался сильнейший снегопад, а затем шторм, и им пришлось срочно уносить ноги. В августе этого же года судовладельцы получили очередное известие, что их судно оез команды движется в северном направлении к полюсу. Затем оно было замечено в море Бофорта. Шесть раз, когда «Бейчимо» приближался к берегу, эскимосы и канадские трапперы пытались добраться до его ценного груза стоимостью около 800 тысяч долларов. Но у парохода словно была договорённость со стихиями: либо опять начинался снегопад, либо судно исчезало в тумане, либо поднимался ветер, и оно отходило от берега, словно не желая больше встречаться с людьми, которые бросили его на произвол судьбы. И лишь однажды пароход сделал исключение, причём для женщины, которая не собиралась покушаться на его груз пушнины. В июле 1934 года к борту подошла исследовательская шхуна, на которой находились учёные и среди них Изабелла Хатчинсон - известный шотландский ботаник. Она с группой коллег провела на судне несколько часов, о чём потом уведомили судовладельцев. Но тем заниматься спасательной операцией было слишком накладно. В 1939 году капитан Хью Полсон, чьё судно находилось в море Бофорта, обнаружив брошенный пароход, попытался было взять его на буксир, но через несколько часов начались ледовые поля, и ему пришлось отказаться от буксировки. В марте 1962 года эскимосы, плывшие на каяках, встретили «Бейчимо» опять в море Бофорта. Но суеверный страх и легенды, уже ходившие вокруг «Летучего голландца Арктики», не позволили им даже приблизиться к нему. Л. Скрягин в своей книге высказывает предположение, что «Бейчимо» вполне может продолжать плавать до сих пор, попав в ринг - замкнутое круговое течение в море Бофорта.
|