Рубрика: Катастрофы
Статья размещена: 10.02.13
Посмотрели: 1820
В апреле 1953 года генеральным секретарём ООН. организации, созданной в 1945 году, был избран мало кому известный швед Даг Хаммаршельд. Этого финансиста и экономиста, а также поэта, эссеиста, ценителя абстрактной живописи называли «самой симпатичной устрицей в мире», подразумевая его скандинавскую сдержанность. сосредоточенность. утончённую замкнутость. ГОЛУБЫЕ КАСКИ Вряд ли кто-либо догадывался, что этот «сухарь» носит в себе мощный заряд честолюбия. Хаммаршельда ничуть не устраивала роль главного администратора «клуба трепачей», каковым многие дипломаты считали ООН. Он задался целью использовать возможности организации для решения глобальных проблем и самому возглавить этот процесс, влияя на ход истории. Воспользовавшись событиями вокруг Суэцкого канала в 56-м году, Хаммаршельд добился согласия мировых держав на создание многонациональных вооружённых сил для поддержания мира и безопасности на Ближнем Востоке. Он же стал первым главнокомандующим «голубых касок», с помощью которых Суэцкий канал был очищен от мин и подготовлен для международного судоходства. Ещё раньше, благодаря содействию ООН, северные корейцы отпустили 14 пленных американских лётчиков. Эти и другие инициативы значительно укрепили авторитет Хаммаршельда. В конце 57-го Генеральная Ассамблея единогласно переизбрала его генеральным секретарём на второй пятилетний срок. Но, похоже, медные трубы славы не лучшим образом повлияли на характер доселе скромного шведа. Он охотно вошёл в роль звезды прессы и телевидения, окружил себя многочисленной свитой, приближал к себе льстецов. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ! Тем временем в мире назревали грандиозные политические перемены. В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Уже 30 июня независимость обрела Республика Конго - ещё вчера огромная по территории бельгийская колония, чьи недра давали три четверти мировой добычи кобальта, четверть - меди, половину урана, а также алмазы, олово, цинк, марганец, золото, вольфрам... Естественно, контроль над этими богатствами бельгийцы и их западные партнёры отдавать конголезцам не собирались, рассчитывая поставить у власти послушных марионеток. Президентом Республики Конго был избран «западник» Жозеф Касавубу. Но далее начались сюрпризы. Казавшиеся разобщёнными молодые конголезские «леопарды» вдруг единогласно утвердили премьер-министром страны лидера Партии национального движения Конго «марксиста» Патриса Лумумбу, который выступал за национализацию промышленности. Через неделю в столице начались спровоцированные беспорядки, которые быстро охватывали другие города. Стотысячное белое население бывшей колонии было охвачено паникой. Под предлогом защиты интересов своих граждан Бельгия ввела в Конго 10-тысячный воинский контингент. Колонизаторы сделали ставку на формулу «разделяй и властвуй», известную ещё в Древнем Риме. С их подачи бельгийский ставленник Моиз Чомбе провозгласил себя главой нового независимого государства в границах провинции Катанга, на территории которой были сосредоточены основные горнорудные предприятия Конго. По стопам Чомбе готовились пойти другие племенные вожди. Молодая страна стояла перед угрозой распада. 13 июля Касавубу и Лумумба обратились к ООН с просьбой об оказании срочной военной помощи. Вскоре Лумумба посетил Вашингтон в качестве личного гостя президента Эйзенхауэра. Принимали конголезского лидера по высшему разряду, разместив в особняке, где когда-то останавливался король Бельгии Бодуэн. (Это крайне возмутило бельгийских дипломатов.) Однако, вернувшись на родину, Лумумба открыто заявил, что не принял кабальных условий Запада. Он также сказал, что Конго никогда не станет колонией ООН, а по адресу Хаммаршельда высказался предельно ясно: «Вы утратили наше доверие!» Участь Лумумбы была предрешена. На очередном заседании Совета национальной безопасности США директор ЦРУ Аллен Даллес получил от президента устное указание ликвидировать строптивца. Разрабатывалось несколько сценариев «литерной операции», но в конечном итоге американцы предпочли устранить непокорного лидера руками самих конголезцев. Самую грязную часть работы выполнили бывшие соратники Лумумбы. Начальник штаба конголезской армии полковник Мобуту, назначенный на этот пост Лумумоой, выдал того, с согласия президента Касавубу, сепаратисту Чомбе. Патрис Лумумба и два его министра были зверски убиты на следующий день после их доставки в Катангу - 18 января 1961 года. В расправе участвовали министры правительства Чомбе. Они по очереди вонзали штык, снятый с винтовки солдата, в грудь Лумумбы. ПРОВАЛ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ Всё смешалось в многострадальной Республике Конго! Официальные власти, чьих указов никто не исполнял; самозваные вожди, заворожённые золотым миражом; бандиты, бесчинствовавшие в провинциях; белые наёмники, почуявшие наживу. .. Формально управление страной находилось в руках представителя и командования ООН в Конго. Здесь стояли лагерем почти 20 тысяч «голубых касок» из 28 стран, удерживая под своим контролем лишь столицу и несколько крупных городов. Для всех было очевидно, что миротворческая операция в Конго провалилась. Винили в этом одного Хаммаршельда. Ядовитые стрелы критики летели в него со всех сторон. Действия генсека осуждал даже марионеточный правитель Касавубу! На этом фоне 18 сентября 1961 года в Нью-Йорке должна была открыться очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Хаммаршельд понимал, что от него могут потребовать уйти в отставку. Уйти с позором... Нет, решил он, надо самому лететь в Конго и попытаться переломить ход событий. Утром 13 сентября самолёт генсека приземлился на африканском континенте, в Аккре. Между тем представитель ООН в Конго - ирландец О'Брайен ввёл в действие план операции «Мортор» («Разгром»), который предусматривал арест Чомбе и его министров. Однако, войска Чомбе, руководимые опытными наёмниками, оказали сопротивление и даже пленили роту ирландских солдат. Бои продолжались весь день. Единственный реактивный самолёт армии Катанги «фуга-магистр» беспрепятственно бомбил позиции «голубых касок» и даже штаб миротворцев, у которых не было ни одного боевого самолёта. Перестрелки продолжались и в последующие три дня. Тем временем на Хаммаршельда начали давить как англичане и американцы, так и советский блок. Демарши в ультимативной форме следовали один за другим. Только в нём, в Хаммаршельде, видели виновника провала миротворческой операции. В этой ситуации генсек ООН принял неожиданное решение встретиться с Чомбе на нейтральной территории, в родезийском городе Ндоле. В посредники напросился лорд Ленсдаун, заместитель министра иностранных дел Великобритании, прибывший накануне из Лондона. ОБХОДНОЙ МАРШРУТ Хаммаршельд намечал вылететь из Леопольдвиля 17 сентября, в 10 часов утра. Однако лорд Ленсдаун, который должен был вылететь ещё раньше для подготовки встречи, заявил вдруг, что обязан побывать на ланче в английском посольстве. Ланч, похоже, затянулся, и лорд поднялся в воздух лишь в 15.04 на самолёте Хаммаршельда. Генсеку предстояло лететь на «Альбертине» - самолёте главнокомандующего войсками ООН в Конго генерала Макклюэна. Экипаж состоял из опытных пилотов, кстати шведов по национальности, но все они лишь недавно вернулись из полёта и не успели толком отдохнуть. Однако откладывать полёт Хаммаршельд уже не мог. Позднее выяснилось, что «Альбертина» простояла на аэродроме четыре часа без всякой охраны, с открытым гидравлическим отсеком. Офицеры службы безопасности ограничились осмотром кабины за 10 минут до вылета. Самолёт взлетел в 16.51. На его борту находились 16 человек. Впереди ыл ночной перелёт по удлинённому маршруту в обход Катанги. Расчётное время прибытия в Ндолу - 00.35. Глядя в иллюминатор, генсек пытался осмыслить причины того недоверия, которое ему выразили в той или иной степени практически все постоянные члены Совета Безопасности ООН. Позицию СССР он ещё мог понять, но американцы-то за что?! В 22.45 поступило радиосообщение, что британский лорд благополучно приземлился. Ещё немного, и «Альбертина» вступила в прямую связь с диспетчерской вышкой в Ндоле. В 00.10 командир доложил, что видит огни аэродрома, и запросил высоту снижения. Ещё через минуту «Альбертина» прошла низко над аэродромом, где собрались сотни встречающих, и ушла на разворот для последующего выхода на посадочную полосу. Но самолёт так и не вернулся. Погода в ту ночь стояла ясная, облачность была нулевой, ветер небольшим, в небе светила луна, а вокруг царила тишина. Подождав какое-то время, собравшиеся решили, что Хаммаршельд передумал вести переговоры и улетел обратно. Люди начали расходиться. ЗАПОЗДАЛЫЕ ПОИСКИ Воздушный поиск пропавшего самолёта начался в районе Ндолы лишь в 10 часов утра. Как выяснилось позже, «Альбертина» упала в 12 километрах от взлётно-посадочной полосы и в 4 километрах от города, на склоне холма, обращённого к аэродрому. Катастрофу сопровождал сильный пожар, пламя выжгло полосу размером в два футбольных поля. Джунгли горели до полудня следующего дня. Но с трёх поисковых самолётов почему-то в упор не замечали дымящуюся полосу протяжённостью в двести метров. «Наткнулись» на место аварии лишь в 15.10. Спасатели, добравшиеся до цели, обнаружили обломки самолёта, разбросанные по склону пологого холма. Осмотр показал, что большинство жертв получили ожоговые травмы, не совместимые с жизнью. Однако два пассажира были найдены вне зоны пожара: сам Хаммаршельд и его охранник Джулиан. Хаммаршельд не подавал признаков жизни, но в его левой руке был зажат пучок травы. Это означало, что он умер уже после катастрофы. Тело генсека увезли в морг на карете «скорой помощи» в 16.15. Охранник Джулиан в момент обнаружения был жив. Его доставили в госпиталь, где с ним пытался побеседовать начальник полиции Ндолы. Но пострадавший находился в полузабытьи, не столько от последствий аварии, сколько от ожогов тропического солнца, под лучами которого он пролежал много часов. Рядом с Джулианом поставили магнитофон, приказав медсёстрам включать его всякий раз, когда раненый заговорит. Известно, что Джулиан не раз произносил отдельные фразы и целые монологи. Но ни одной записи не сохранилось. Позднее одна из медсестёр всё же призналась, что Джулиан говорил о взрыве, о том, что «все попали в западню». Джулиан умер через пять дней. Его коллеги по секретариату ООН были убеждены, что в английском госпитале в Ндоле охранника не лечили. Ему «помогли» умереть. РАССЛЕДОВАНИЯ, ВЕРСИИ Расследованием катастрофы сначала занималась ведомственная комиссия, созданная департаментом гражданской авиации Родезии. То есть расследование поручили той службе, которая несла ответственность за безопасность полёта. Искала ли она истину либо же пыталась спрятать концы в воду, сегодня можно только гадать. Комиссия опросила 120 свидетелей. Как выяснилось, буквально в километре от места падения самолёта находился посёлок углежогов. Некоторые из них работали в ту ночь. Немало женщин сидело на пороге своих хижин. Аварию видели очень многие, но лишь некоторые из аборигенов согласились выступить перед комиссией. В своём большинстве они утверждали, что видели в небе два самолёта. Один - большой - летел с огнями. Маленький, что нагонял его, - без огней. Затем из большого вырвался столб пламени. Он упал и загорелся, а маленький самолёт умчался прочь. Два углежога признались, что, спрятавшись за термитником, они рассматривали горевший самолёт. Через двадцать минут к месту аварии подъехали две машины. Из них вышли какие-то белые. Наклоняясь, они ходили среди обломков. Затем уехали. После этого обломки вспыхнули с новой силой. Члены комиссии сочли показания всех этих свидетелей «ненадёжными». Комиссия провела также техническую экспертизу обломков, перевезённых в ангар. Искали следы взрыва или обстрела, но ничего не нашли. Однако обследовалась лишь пятая часть обломков. Остальное якобы сгорело при пожаре. А вот местные жители говорили, что в ангар перевезли какие-то крохи, основная же часть искорёженного металла попала в плавильные печи. Тем не менее родезийская комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла по вине пилотов, которые допустили ошибку при снижении. В результате самолёт задел левым крылом одиночное дерево на холме и развалился в воздухе. Поскольку в выводах комиссии было слишком много «белых пятен», то родезийцы, дабы успокоить общественное мнение, создали вторую - правительственную комиссию. В целом она подтвердила предыдущие заключения. Работала также комиссия ООН, прибывшая в Ндолу лишь 8 февраля следующего года, когда место падения самолёта заросло буйной тропической травой. Комиссия установила некоторые новые факты, но к единому заключению так и не пришла. При этом остались непроверенными многие слухи. Представитель Ганы, например, ссылался на неких свидетелей, видевших, будто «Альбертина» всё же приземлялась в Ндоле, и Хаммаршельд вёл переговоры с Чомбе. Но сепаратист не принял условий миротворца. Когда же самолёт ООН снова взлетел, то на него напали воздушные пираты Чомбе. Очевидно, по предварительному соглашению с лордом из Лондона. Высказывалась и такая точка зрения: Хаммаршельд понял, что его историческая миссия не удалась, и совершил акт необычного самоубийства, подстроив катастрофу «Альбертины». В 1998 году «Комиссия примирения и правды», ЮАР, обнаружила документы, связанные с операцией «Селеста». Из них следует, что в шасси «Альбертины» была заложена взрывчатка, которая взорвалась при их выпуске на подлёте к аэродрому. В 2005 году в Швеции прошли юбилейные торжества, приуроченные к столетию со дня рождения Дага Хаммаршельда. Уже на их исходе неожиданно разговорился норвежский генерал в отставке, 87-летний Бьорн Эгге, возглавлявший в 1961 году разведку воинского контингента ООН в Конго. Он рассказал, что вскоре после катастрофы побывал, первым из персонала ООН, в морге при городском госпитале Ндолы, где увидел тело Хаммаршельда, на котором не было никаких следов ожогов, но во лбу зияло пулевое отверстие. Однако на последующих снимках этой раны уже не было. Бывший разведчик изложил свою версию катастрофы. При снижении самолёт задел огромный термитник. При этом оторвалось крыло вместе с куском фюзеляжа и двумя креслами, в которых сидели Хаммаршельд и его охранник. Оба упали на склон холма необгоревшими и ещё живыми, хотя и получили серьёзные травмы. Самолёт же продолжал движение, пока не врезался в соседний холм. Хаммаршельда ещё можно было спасти, подоспей помощь вовремя. Но вместо врачей на месте катастрофы первыми появились белые наёмники, один из которых добил живого ещё генсека. В 2011 году, когда исполнилось 50 лет со дня трагедии, британская газета «Гардиан» опубликовала результаты собственного расследования, согласно которому самолёт Хаммаршельда был сбит, причём причастными к этой акции оказались и спецслужбы Великобритании. В основу статьи легли показания очевидцев, а также документы, из которых следовало, что Великобритания и США были недовольны деятельностью Хаммаршельда в Конго, считая, что он тайно покровительствует левым силам. Вскоре после этого было объявлено о создании Международной комиссии юристов, а также должностных лиц и академиков, которые собираются заново расследовать обстоятельства гибели знаменитого шведа. Отчёт о своей работе члены комиссии намерены предоставить ООН. Но будут ли, наконец, раскрыты причины загадочной катастрофы и названы её виновники? Большой вопрос...
|