Индейцы всегда относились к своим горам, особенно их пикам, как к священным божествам, которых называли any (господин-солнце). И среди многих вершин этой «страны гор» именно Аусангате слывет самым великими и сильным any.
Она считается второй по протяженности и количеству ледников горной цепи Перу и одной из самых высоких гор в Латинской Америке. Древний инкский город Куско - совсем недалеко, а потому Аусангате - это бог-покровитель бывшей инкской столицы.
Да, Аусангате - божество мужского рода. Древнейшие легенды рассказывают о двух братьях - Салкантае и Аусангате. Однажды в Куско случилась страшная засуха, от которой гибло все живое. И двое смельчаков, двое братьев, отправились в другие земли, чтобы там найти спасение для своего народа. Салкантай ушел на север. Однако там он нашел не спасение, а сплошные соблазны, в том числе запретную любовь. Аусангате же устремился на юг, где обнаружил плодородную долину и смог посылать в Куско картофель, маис, мясо лам и альпак, таким образом избавив жителей города от угрозы голодной смерти.
Во времена империи инков индейцы поклонялись Аусангете и устраивали празднество в его честь. Праздник этот случался в июне, когда на небе появлялось созвездие Плеяд и близилось летнее солнцестояние.
Потом пришли испанцы... Утверждать, что с их приходом все закончилось - не совсем верно. Да, они принудили индейцев отказаться от веры предков. Однако древние индейские боги никуда не делись, по-прежнему величественно возвышаясь вокруг. И, как это бывает, новые верования просто наложились на старые, не подавили, а -слились. Древнейший языческий ритуал восхождения на Аусангате «совпал» с празднованием христианской Троицы. Только вот от христианства здесь сущие крохи, о чем говорит и само название празднества - Койлорритхи.
Нельзя сказать, что христианские миссионеры плохо старались искоренить индейскую веру в божества гор. Поединок «христианство против язычества» в этом районе особенно показателен, любопытен и даже в чем-то анекдотичен.
Так, на пути к снежному пику Аусангате на всем его протяжении имеются почитаемые черные скалы, или уаки, то есть святилища. Рядом с уаками располагаются сложенные из камней холмики, на которые паломники кладут подношения - хлеб и фрукты. Католической церкви все это страшно не нравилось, но поскольку скалы она убрать не могла, а разрушенные холмики как по волшебству появлялись вновь и вновь, было решено возле каждой черной скалы возвести христианские кресты, превратив языческие святилища в места покаяния.
Не помогло: новообращенные христиане-индейцы продолжали класть фрукты и хлеб и даже каяться, как положено, но думали они при этом совсем о других богах, например, о Пача Маме - великом женском божестве, которой они всенепременно перед восхождением приносили дань - несколько листочков коки, свернутых и закопанных в землю.
Ничего не смогла сделать церковь и с «великой уакой» - главной скалой. Это языческое капище было заточено в каменные стены святого католического храма. Индейцы не стали возмущаться и, тем более, разрушать здание - они просто прорубили в нем окно, которое открывало вид на Куско - священный город индейцев, воплощавший для них «пуп земли».
Христианские миссионеры сделали ответный ход - водрузили перед прорубленным окном крест. Но последнее слово все-таки осталось за индейцами: они возложили на крест удивительный багровый камень, похожий на глаз, который взирал ... ну конечно же на Куско.
На самом деле никакому церковному зданию, каким бы величественным и прекрасным оно ни было, заслонить великую гору невозможно. А вот этого-то понять
христианские священники никак не могли, хоть и назвали багровый камешек «камнем крови Христовой».
И индейцы по-прежнему верят, что у any имеются собственные замки внутри священных гор, и что клятвы, данные на священной вершине, также священны и непоколебимы, а ритуалы, совершенные там, даруют множество благ и приносят чувство особой благодати.
Койлорритхи относится к празднествам, можно сказать, вечным. Пока существует гора - будет существовать и ритуальное восхождение на нее.
В переводе с кечуа - языка сгинувших инков - слово «койлор» означает звезда, а «ритхи» переводится как снег. Получается, что дословный перевод Койлорритхи звучит как «звезды на снегу». Что-то вам Троицу здесь напоминает? Только разве дата празднования.
На этот праздник собираются тысячи индейцев самых разных племен и общин. Каждая община посылает туда своих представителей. Эти представители одеты одинаково, но совершенно не похоже на остальных, и по этим ритуальным одеждам можно отличить одну общину от другой. И глядя нах них, понимаешь, что утверждение, будто все индейцы похожи и даже одинаковы - звучит крайне глупо.
Среди пестрого большинства особо выделяется группа людей-танцоров, изображающих сторожей духа гор - медведей. Это так называемые «укуку». Их довольно много - около 700 человек, в накидках с красными и черными капюшонами и лицами в масках. Согласно древней индейской легенде они являют собой пример честности и трудолюбия. Наделенные необыкновенной силой, укуку бесстрашны и смелы. У них своя особая роль в этом высокогорном таинстве, а доверяют исполнить ее лишь тем, кто заслужил всеобщее уважение.
Путь на вершину Аусангате смертельно опасен - узенькие горные тропы и обрывающиеся вниз на головокружительную глубину пропасти заставляют думать каждый раз, когда надо делать следующий шаг. Плюс чрезвычайно разреженной горный воздух.
Дышать им тяжело. У некоторых «надышавшихся» паломников появляется ощущение эйфории, у других, наоборот, угнетенное состояние. И то, и другое чревато неверным шагом - прямиком в пропасть.
И когда метр за метром понимаешься к небесам, понимаешь, что горы - они живые. Они все видят, ощущают и понимают, и легенды о них - это не сказки, а зашифрованная правда...
Многие паломники впоследствии признавались, что испытывали себя очень неуютно на снежной высоте, ощущали незримое присутствие какого-то потустороннего наблюдателя, а у некоторых перед глазами появлялись диковинные видения...
Есть версия, что во времена инков праздник «звезд на снегу» был довольно кровавым обрядом: укуку не просто дожидались рассвета, а бились между собой всю ночь, и белые снега обагрялись кровью убитых - тех, кого духи гор избрали себе в жертву. Пролитая кровь сильнейших питала почву, обеспечивая будущий богатый урожай.
Сейчас все стало добрее и красивее. И следует сказать, что праздник Койлорритхи не заканчивается полностью на Аусангате - он заканчивается в Куско, причем самым фантастическим образом. Именно в Куско будут прочитаны главные молитвы и совершится особое поклонение Иисусу Христу, родному брату Великого Инки...
|