Первым христианским археологом была женщина. Флавия Юлия Елена
Августа, мать римского императора Константина, ровно через триста лет
после смерти Спасителя почувствовала глубокую внутреннюю потребность
найти достоверные следы жизни Иисуса Христа.
В возрасте 76 лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим и
уговорила местного епископа перекопать каменистую почву у подножья
Голгофы. Там лежал деревянный крест. Кроме того, рабочие открыли вход в
пещеру. Чем же это могло быть еще, как не крестом, на котором распяли
Иисуса и не его могилой? Елена и ее сын император Константин были
убеждены в этом и приказали воздвигнуть на месте находок храм Гроба
Господня.
Матушка императора уже почти собралась в обратный путь, когда она
открыла в Палестине еще и бренные останки Трех Царей-волхвов.
Христианская археология как поиск реликвий, стала неотъемлемой частью
религии, и Церковь причислила Елену к лику святых.
Сейчас христианских археологов уже не канонизируют, но их это не
обескураживает. Всегда находится достаточно много людей, посвящающих
свои силы, время и деньги обнаружению исторического наследия Сына Божия.
Дело это нелегкое, поскольку почва в Святой земле густо нашпигована
артефактами, оставшимися от многих поколений простых смертных. Гораздо
проще найти не следы, оставленные в земной жизни малоизвестным
странствующим проповедником, а следы его современников, которые уже
тогда стали известными и значительными персонами.
Взять, к примеру, царя Ирода — правителя Иудеи, Галилеи и Самарии.
Поскольку он был важным лицом, его наверняка похоронили в солидной
гробнице. Такая гробница должна простоять века — не то, что могилы
обыкновенных покойников.
Археолог Ехуд Нетцер, профессор Еврейского университета в Иерусалиме,
нашел в апреле 2007 года в двенадцати километрах к югу от Иерусалима
древнее захоронение с фрагментами массивного саркофага из красного
известняка. Израильские ученые считают, что это могила царя Ирода
Великого, оскверненная и разгромленная во время Первого иудейского
восстания против римлян в 66-72 годах нэ. Так ли это на самом деле,
подтвердила бы только надпись с именем правителя. Во всяком случае, там
не найдено ничего такого, что опровергло бы точку зрения археологов.
Гробницу царя Ирода можно назвать крупным успехом христианской
археологии.
На гораздо более шатком основании покоится теория Джордже Филиппи,
католического археолога из Ватикана. В 2006 году Филиппи объявил, что
под полом римского собора Святого Павла «за стенами» обнаружен саркофаг
апостола Павла. Грандиозное событие! Вот только Филиппи не получил
разрешение вскрыть и разобрать пол в соборе. Ему позволили поднять
отдельные каменные плиты и осторожно просеять верхние слои земли.
Археологи увидели внизу под главным алтарем мраморную плиту и разобрали
на ней надпись «Павел, апостол, мученик».
Постепенно очистили от земли другие стенки саркофага. Но пока
совершенно неясно, к какой эпохе он относится, лежат ли внутри чьи-то
останки. Мир нескоро узнает, покоится ли там прах человека, умершего
через 60 лет после смерти Учителя. Ватикан запретил дальнейшие
исследования предполагаемого гроба апостола Павла. «Кто слишком далеко
высовывается из окна, тот легко может упасть». Такой неприятный опыт
приобрел не так давно французский лингвист Андре Лемэр из Университета
Сорбонна в Париже, известный специалист по древним надписям.
В ноябре 2002 года в журнале «Biblical Archaeology Review» он
подтвердил подлинность надписи на оссуарии (ящике для костей) некоего
«Якова, сына Иосифа, брата Иисуса». Лемэр датировал письмена 63 годом
нэ. — именно за год до этого брат Яков погиб под градом камней, которыми
его побила разъяренная чернь. В отличие от саркофага в соборе Святого
Павла, дальнейшее исследование оссуария никто не запретил. Его
рассматривали многие специалисты, пока в июне следующего года
израильские чиновники не объявили официально, что это фальшивка.
Арамейская надпись на древнем оссуарии оказалась современной.
Похожая история приключилась с британским археологом Шимоном
Гибсоном. В 2004 году он объявил об открытии пещеры, в которой Иоанн
Креститель крестил людей в огромной купели с освященной водой.
Многочисленные коллеги Гибсона не остались равнодушны к его открытию и
не замедлили возразить, что Иоанн Креститель, по крайней мере, согласно
тексту Библии, крестил своих последователей в водах реки Иордан, а вовсе
не в пещере.
Даже если предположить, что он мог проводить обряд крещения и в
пещере, Иисуса он не мог там окрестить. Эта пещера пустовала с VI века
до нэ. до середины II века нэ. В ней не найдено ни одного черепка,
монетки, обломка костей — ровно ничего, что указывало бы на присутствие в
пещере людей во время предполагаемой жизни Иисуса. Если Иоанн
Креститель действительно пользовался этой пещерой для обрядов, то ему и
его сподвижникам таинственным образом удалось не оставить после себя
никаких археологических следов.
Если Гибсон не самый лучший археолог, то ему не откажешь в умении
делать саморекламу. В 2007 году голливудский режиссер Джеймс Кэмерон
снял документальную ленту «Потерянная могила Иисуса». И кто там
разглагольствует перед объективом? Шимон Гибсон. Как ни в чем не бывало,
как будто грубой ошибки с пещерой Иоанна Крестителя никогда не
случилось, он самоуверенно повествует о новой сенсационной находке —
могиле Иисуса в Иерусалиме, в районе Талпиот, к югу от Старого города. В
этой могиле, якобы, похоронены бренные останки семьи Спасителя,
существование которой всегда замалчивал Ватикан, то есть кости Иисуса
(сына Иосифа), Марии, Матвея. Иосифа, а также Иуды, сына Иисуса.
Разочаровывает только то обстоятельство, что все перечисленные имена
были в то время очень распространенными. Шимона Гибсона это не смутило, а
режиссер Джеймс Кэмерон все равно в археологии не специалист и о своей
научной репутации может не беспокоиться.
Если кто-то под впечатлением Пасхальных праздников хочет с большим
доверием отнестись к Евангельской истории, тому, несомненно, придет на
ум загадка знаменитой Туринской плащаницы. Несмотря на многолетнюю
дискуссию, нет полной ясности в вопросе о времени ее создания.
Радиоуглеродное датирование, проведенное в 1988 году тремя независимыми
исследовательскими институтами, указывает на XIV век. Именно к этому
веку относится первое письменное упоминание об этой реликвии, в котором
плащаница названа фальшивкой.
Если это соответствует действительности, автор подделки обладал
подозрительно точными сведениями о ремесле римских палачей. Отпечаток на
полотне показывает детали, которые обнаруживаются только современными
методами.
Почему на голове человека, лицо которого запечатлелось на Туринской
плащанице, виден терновый венец, а не венок из терновника, какой
рисовали на средневековых изображениях Иисуса? И откуда мастер
мистификаций узнал, в какую часть кистей рук вбивали римляне гвозди
приговоренным к распятию на кресте?
Туринская плащаница до сих пор остается загадкой. Даже возникло
отдельное направление в христианской археологии — наука о Туринской
плащанице синдонология (от греческого слова синдон — льняной саван,
нагробное покрывало). Христианские археологи без работы не останутся, и
их открытиям всегда обеспечен повышенный интерес.
|