Папуа - Новой Гвинее в восточной части острова Новая Британия неподалёку от города Рабаул живёт племя байнинг. Женщины байнинг занимаются детьми, домашним хозяйством и огородом, мужчины охотятся. Дети ходят в обычную школу. Их обучают английскому, математике и другим предметам, необходимым для жизни в западном мире. Одновременно дети воспринимают древнюю культуру своего народа. Например, мальчики, когда им исполняется восемь лет, проходят инициацию, обряд, история которого насчитывает тысячи лет. Они покидают мир женщин и детей, где находились до сих пор и вступают в тайное общество мужчин племени. В назначенный день взрослые мужчины отводят мальчиков в так называемый Дом масок. Там дети узнают о своих предках и об истории своего народа, которая передаётся из уст в уста. В Доме масок мальчики помогают мужчинам мастерить огромные маски, пришедшие из мира духов. Маски диаметром около метра делают из тапа, лубяной ткани. Вождь племени Талигура рассказывает историю появления масок в племени: «Однажды тысячи лет назад мой предок отправился на озеро поохотиться на мелких птиц. Он увидел в воде духа, который протягивал ему огромную маску. Охотник принёс в деревню маску, и с тех пор мужчины байнинг каждый год мастерят из лубяной ткани подобные маски». Хижина без стен, которая служит Домом масок, расположена глубоко в джунглях в тайном месте, о котором не должна знать ни одна женщина, так же как дети и мужчины, не прошедшие обряд посвящения. По поверьям, если женщина случайно увидит Дом масок, она забеременеет, но родит не человека, а духа. Центральным ритуалом обряда инициации является Огненный танец с живым питоном. Поэтому за два дня до ритуала мужчины отправляются в джунгли. Их задача поймать питона, с которым будут танцевать мальчики. Охота обычно длится несколько часов, помогают опыт и сноровка охотников. Пойманного питона быстро заворачивают в листья и траву. Это делается для того, чтобы гад остался живым, но потерял свою агрессивность. Змея символизирует неразрывную связь поколений, мальчик во время танца будет держать змею за хвост, а отец за голову. Обряд начинается ночью с совместной трапезы мальчиков и мужчин. Затем из леса выходят мужчины в образе духов, чтобы исполнить танец, который называется баха. На головах у них шапки, похожие на снопы, полностью закрывающие лица. Грудь, спина и ноги танцоров вымазаны белой глиной, бёдра закрывают пышные юбки из листьев, на ногах бахилы, сплетённые из травы. «Духи прыгают и поют, потрясая ритуальными палками. Мальчишки заворожённо смотрят на «духов». На следующий день мальчиков приводят обратно в деревню. Вечером состоится главное действо ритуала. Бата Рупен и его восьмилетний сын Лоуренс будут танцевать танец с питоном, а двадцатиоднолетний Вайвут завершит своё посвящение, прыгнув через огонь. Инициация у байнинг включает различные этапы и длится десять лет. Каждый год весной мальчики, только начинающие инициацию, подростки и юноши, заканчивающие её, проходят различные обряды. Вечером мужчины разводят огромный костёр на поляне неподалёку от деревни. Мужчины бьют в барабаны и поют. Затем женщины танцуют свой особый танец. Они наряжены в длинные платья, похожие на снопы из соломы. На головах v них женские маски духов, удлинённые, с большими нарисованными глазами и оскаленной пастью. Наконец в центр круга выходят Лоуренс и его отец Бата Рупен. Они держат полуживого питона за концы его тела. Впереди идёт Талигура с гигантской маской на голове. Маска напоминает огромного паука, окутанного паутиной. Лоуренс и Бата Рупен исполняют замысловатый танец, не выпуская змею из рук. Наконец они бросают её наземь. На следующий день питона запекут в листьях на раскалённых камнях. Лоуренс должен съесть это кушанье в знак приобщения к миру мужчин. Затем к костру подходят все жители деревни: мужчины, женщины, дети, старики. Они кружатся и прыгают, выражая единение с миром духов. Наконец, утомлённые танцем участники празднеств усаживаются в круг. Вайвут стоит у костра, скрестив руки на груди, готовясь к опасному испытанию. В круг входят мужчины в масках. Маски огромные и очень сложные. Некоторые напоминают головы экзотических птиц с длинными клювами. Байнинг верят, что сила волшебных масок защитит Вайвута от палящего пламени костра. Вайвут тоже начинает танцевать. Юноша одет в костюм из зелёной травы на голове у него гигантская белая маска.
С помощью танца парень вводит себя в состояние транса. Вайвут кружится вокруг костра, подходя всё ближе к огню. Неожиданно он бросается в пламя и пробегает сквозь костёр. Затем он поворачивается и ударяет голой ногой по горящему бревну. Он танцует и кружится и вновь бежит босой по углям. Полотняная маска может вспыхнуть от искр, но Вайвута это не волнует. Вайвут принял испытание огнём и победил! Боли он не чувствовал. Удивительно, но на его ступнях нет ожогов, духи защитили юношу. Танцоры пляшут вокруг костра до самого восхода. На следующий день вождь объявляет соплеменникам, что Вайвут стал мужчиной и получил право жениться. Лоуренсу же ещё предстоит пройти длинный путь. Питона запекают в листьях на раскалённых камнях. Лоуренс съедает это кушанье в знак приобщения к миру мужчин. Трапеза обозначает окончание ритуала огненных танцев.
|