В первых числах сентября 2010 года мировые СМИ разразились оригинальной новостью. Кристиан фон Бенгтсон - глава компании Copenhagen Suborbitals -объявил об испытании космической ракеты HEAT 1-Х.
И всё мировое сообщество с замиранием сердца следило за этим датским экстремальным экспериментом. Ведь в случае успеха Кристиана фон Бенгтсона Дания стала бы четвёртой страной мира, самостоятельно запустившей в космос человека. И первой, сделавшей это в рамках негосударственного коммерческого проекта. А компания Copenhagen Suborbitals надеется реализовать проект, конечной целью коего объявлено «космическое путешествие в космос». Именно так! - Наша миссия, - заявил Кристиан фон Бенгтсон, - мирная и ни в коем случае не оудет использована для доставки взрывчатых веществ, ядерного, биологического или иного оружия. Мы хотим максимально широко делиться всей нашей технической информацией, в рамках европейского законодательства. Доступ к нашим достижениям как к теоретическим, так и практическим будет абсолютно свободным. Разработка этого экстравагантного носителя началась ещё в 2004 году. Интересно, что его создатели довели проект до нынешнего этапа, - ведь компания финансируется исключительно частными спонсорами и добровольными меценатами из числа астрономов-любителей. Носитель по современным меркам экономен, он работает на жидком кислороде и отличается небольшими размерами - 9 м в длину и 0,64 м в диаметре. Разгонный блок работает лишь 60 секунд, обеспечивая необходимое ускорение менее чем в 3 д. Успешное тестирование его прошло зимой и весной нынешнего года. Капсула ракеты Tycho Brahe способна взять на борт всего одного пассажира и предоставляет ему широкий обзор через прозрачный плексигласовый купол. Пилот получит возможность любоваться оттуда такими картинами баллистического полёта, какие мог созерцать лишь барон Мюнхгаузен. Космонавт сможет находиться в ракете в положении лежа и полусидя, оставляя место для дополнительного оборудования, необходимого для полёта, решения научных и коммерческих задач. ШПРИЦ ДАТСКИЙ А первым пилотом этого корабля хочет стать Питер Мэдсен (тоже датчанин), хотя в такой конструкции даже находиться, а не то что летать опасно (см фото). Испытательный запуск ракеты HEAT 1-Х проходил с морской платформы в Балтийском море, близ побережья датского Борнхольма. Но самое главное - полёт, который двое датских конструкторов с юмором назвали «краш-тест», закончился полным провалом. Ракету с капсулой, названную в честь датского астронома Тихо Браге, первоначально должны были запустить с подводной лодки в окрестностях острова Борнхольм. Но когда обратный отсчёт добрался до нуля, из нижней части аппарата повалил дым, что из старинного паровоза при отправлении с Варшавского вокзала к Царскому селу. Инцидент объяснили замерзанием клапана, контролирующего подачу жидкого кислорода. Ракета должна была подняться на высоту 30 км и, после отделения ступеней, сбросить в море на парашюте капсулу с находящимся внутри манекеном: Питера Мэдсена решили поберечь, хотя его жена дала дооро на его подвиг, заявив: «Путь летит куда хочет». Если и следующее испытание «краш-тест» также закончится неудачей, Питер Мэдсен и Кристиан фон Бенгтсон вынуждены будут отложить запуск на год. Но основная цель миссии - разработать наиболее дешёвую систему запуска космических аппаратов с единственным туристом на борту. При этом конструкторы не ограничивают себя временными рамками. - Не сказать, что мы утомляемся на адской работе, -объясняет фон Бегтсон. - Мы просто получаем удовольствие от нашего проекта и добьёмся своего. Правительство Дании дало на испытания ракеты своё разрешение. Однако в связи с неудачей появились данные, что следующий старт состоится не ранее июня следующего года. Ракетно-космическое устройство снабжено гибридным двигателем. Принцип поднятия ракеты в космос заложен в сжигании твёрдого по-лиуретанового топлива жидким кислородом. Предполагалось, что НЕАТ-1X поднимется до высоты в несколько десятков км. В случае удачного первого запуска планировалось увеличить количество топлива и окислителя до тех пор, пока ракета не смогла бы взять высоту в 100 км. И пусть первый блин вышел комом, и пусть остряки прозвали ракету НЕАТ-1 X шприцем - первый шаг сделан. Весь мир с надеждой смотрит в сторону Дании и желает испытателям успеха. АНГЛИЙСКИЙ ПРОЕКТ Аналогичной идеей заражен британец Ричард Брэнсон и авиаконструктор Берт Рутан. Они представили модель нового частного корабля для суборбитальных полётов SpaceShipTwo. Презентацию SpaceShipTwo лично провёл основатель и владелец группы Virgin Galactic миллиардер Ричард Брэнсон. Мировая премьера корабля для космических туристов состоялась на частном космодроме в пустыне Мохаве (штат Калифорния). - Мы хотим, чтобы наша программа (по отправке туристов в космос) стала началом новой эры космического туризма, - заявил сэр Брэнсон. Полёт на новом суборбитальном корабле обойдётся туристам в $200 тысяч. Среди первых 300 туристов, полностью оплативших будущий полет есть и россияне. Кризис не оказал серьёзного влияния на спрос в этой отрасли: за последние 9 месяцев желающие отправиться в космос внесли ещё $4 млн в виде депозита за будущее путешествие, сообщает нам гендиректор компании Virgin Galactic Уилл Уайтхорн. Космический корабль для платных полётов был сконструирован специалистами компании Ричарда Брэнсо-на Virgin Galactic совместно с легендарным авиационным конструктором Бертом Рутаном на основе разработанного им ранее прототипа SpaceShipOne. Ещё в 2004 году он успешно вышел в околоземное пространство и стал обладателем XPrize. За производство первого экземпляра SpaceShipTwo отвечала американская фирма Scaled Composites, она имеет опыт космического строительства. Выводить корабль на орбиту планируется с помощью специального грузового самолёта «Белый рыцарь-2», представляющего собой модернизированный грузовой «боинг». Самолёт должен будет поднять ракетоплан до высоты 12 км, после чего гибридный самолётно-ракет-ный двигатель SpaceShipTwo поднимет туристов на субороитальную орбиту высотой чуть более 100 км. Согласно плану полёта, на несколько минут туристы должны оказаться в условиях невесомости. Среди российских космических туристов, имена которых уже озвучил Virgin Galactic, в основном фигурируют предста-1 вители крупного бизнеса - президент рекламного агентства Orange Игорь Куценко, его коллега по бизнесу Сергей Тяглов и его родители, а также экс-совладелец «Евросе-ти» Тимур Артемьев с супругой. Напомним, с момента создания в 2004 году Virgin Galactic потратила около $200 млн из выделенного на этот проект бюджета в $450 млн. В июле этого года Брэнсон продал 32% акций Virgin Galactic арабскому инвестору Aabar за $280 млн. Инвестор получил эксклюзивные региональные права на туристические и научные полёты Virgin Galactic и, кроме того, компания Aabar собирается построить космодром в Абу-Даби. ПОЕХАЛИ! Началом космического туризма был полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля «Союз» на международную космическую станцию 28 апреля 2001 г. (завершение полёта 6 мая). В состав экипажа «Союз» ТМ-32, на котором летал Деннис Тито, также входили российские космонавты Талгат Муса-баев и Юрий Батурин. Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 (завершение полёта 5 мая). В состав экипажа «Союз» ТМ-34, на котором летал Марк Шаттлуорт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори. За полеты оба заплатили Федеральному космическому агентству России по $20 млн. 18 сентября 2006 стартовала первая в мире женщина (космический турист) - непрофессиональный космонавт, американка иранского происхождения Ануше Ансари. Приземление состоялось 29 сентября. 40-летняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась лишь дублёром японского бизнесмена Дай-сукэ Эномото, также желавшего отправиться в космос. Однако в итоге его не допустили до полёта из-за проблем со здоровьем. В состав экипажа «Союз» ТМА-9, на котором летала Ануше Ансари, также входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопез-Алегрия. Кто на новенького?
|