Рубрика: Линия судьбы
Статья размещена: 03.01.15
Посмотрели: 1165
В 1967 году Елена Сергеевна вспоминала о знакомстве с Михаилом Булгаковым, случившемся 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко. «Я была просто женой генерал-лейтенанта (тогда комбрига) Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще всё было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на всё это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания её. [...] В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».
На следующий день влюблённые вдвоём отправились на лыжах, потом на репетицию спектакля, потом в актёрский клуб. Там Булгаков с Маяковским стали играть в биллиард. Владимир Владимирович явно играл лучше. Елена шептала про себя: «Пусть Миша выиграет!». И он победил! Маяковский возмущался, уверял, что под взглядом Елены кий дёргался в его руках...
Ну а дальше почти ежедневные встречи, долгие прогулки по Москве. Елена бывала и в доме Булгаковых, даже подружилась с его женой Любой. Об их романе заговорили. Жена особого значения этим разговорам не придавала: Миша никогда не отличался верностью, к тому же очень нравился женщинам. Зато в семье Шиловских обстановка накалилась. Муж Елены Сергеевны, Евгений Александрович, был человеком благородным и выдержанным, однако происходивщее возмутило его до глубины души. Как-то он сказал ей: «Люся, если тебе безразлична твоя репутация, то подумай о детях! И обо мне, в конце концов!»
ПОПЫТКА УЙТИ ОТ МАСТЕРА
...Свою жену Евгений Александрович боготворил. Десять лет назад он влюбился в неё с первого взгляда, но она была женой его подчинённого. Пришлось пренебречь правилами чести и банально увести чужую супругу. Теперь же ситуация повторилась, только в роли пострадавшей стороны выступал он сам.
Елена ушла в глухую оборону, просто хранила молчание. А что она могла сказать?
Булгакова она уже любила до безумия и была готова бросить всё ради него. Но и мужа уважала и совсем не хотела причинять ему боль. У них был благополучный брак - двое сыновей, обустроенный быт и, казалось бы, взаимное чувство.
Так и не добившись ответа от жены, Евгений Александрович сам решил поговорить с Булгаковым. Дверь отворил сам Михаил Афанасьевич. «Здравствуйте, вы знаете, кто я, и понимаете, почему я здесь. Где мы можем с вами поговорить?»
- начал Шиловский. Михаил Афанасьевич проводил его в свой кабинет. Беседа с мужем Елены заняла без малого час. Уже на пороге писательской квартиры он столкнулся с женой Булгакова. Та внимательно оглядела высокого статного мужчину в военной форме и слегка побледнела. Едва закрыв за ним дверь, она тут же кинулась в кабинет к мужу. «Мака, ты жив? Он тебя не ранил? Слава богу, с тобой всё в порядке! Я увидела кобуру и испугалась за тебя». - «Люба, прости меня. Я очень виноват перед тобой», - выдавил из себя Булгаков.
После объяснения мужа с Булгаковым Елена пообещала, что не будет встречаться с любимым, не прочтёт ни одного его письма, не подойдёт ни разу к телефону и даже не выйдет одна на улицу. Потянулись долгие недели и месяцы разлуки. Она занималась с детьми, читала книги. Ей казалось, что она совсем утратила смысл жизни. Так прошло пятнадцать месяцев.
Булгаков в это время переживал, пожалуй, самый тяжёлый период своего творческого бытия. Книги его, написанные ранее, не переиздавались, а новые - не печатались. Несколько ретивых критиков усмотрели в его повестях и романах крамолу и обвиняли автора в «антисоветчине». Периодически в «Литературной газете» появлялись статьи под заголовками вроде «Долой булгаковщину!», «Истинное лицо писателя». Пьесы его по той же причине изымались из репертуара театров.
Несмотря на опалу, Булгаков продолжал писать. Он давно задумывал роман о дьяволе, но замыслу недоставало лирической линии. Теперь же писатель чётко видел, что главной линией романа будет любовь.
...Его нынешняя жена, Любовь Евгеньевна Белозерская, бывшая балерина, немножко писательница, немножко театральный критик, обладала феноменальным чутьём на талант. Понимала мужа с полуслова, первой прочитывала его произведения и нередко давала дельные советы. Именно она познакомила его со многими театральными режиссёрами и сценаристами.
До встречи с Еленой Шиловской Михаил
Афанасьевич был уверен, что его Любочка - совершенство. Она никогда не устраивала ему сцен, сквозь пальцы смотрела на немногочисленные интрижки. Но рядом с Еленой, роковой брюнеткой с чуть раскосыми глазами, его красавица Любочка явно проигрывала. «Это ужасно - жить с прекрасной женщиной, но при этом любить другую» - не раз повторял Булгаков. И вдруг он вновь встретил ту, которую не мог забыть все эти месяцы.
В тот июньский день 1932 года Елена впервые вышла на улицу одна. И встретила его, единственного. Первой его фразой была: «Я не могу без тебя жить!». Она ответила: «И я тоже». Они решили быть вместе несмотря ни на что.
БРАК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ
Летом 1932 года Елена уехала с детьми в Лебедянь и здесь написала письмо мужу с просьбой «отпустить» её. Евгений Александрович ответил, что отпускает и добавил: «Я относился к тебе как к ребёнку, был неправ...». В письме Елены к мужу в Сочи Булгаков сделал приписку: «Дорогой Евгений Александрович, пройдите мимо нашего счастья...». Шиловский ответил: «Михаил Афанасьевич, то, что я делаю, я делаю не для Вас, а для Елены Сергеевны».
Супруги поделили детей: старший Женя остался с отцом, а меньшего, шестилетнего Серёжу Елена забрала с собой. Как только были улажены все формальности с разводами, Булгаков и Елена расписались. Так, без скандалов, сохраняя уважение друг к другу, расстались эти люди высокой культуры, расстались во имя новой большой любви.
Отношения Булгакова с Серёжей, сначала трудные, наладились. В новой семье царили радость и гармония. Булгаков много работает. Елена занимается бытом, деловой перепиской, заключением договоров, полностью оградив мужа от всех этих нудных обязанностей.
Он пишет теперь роман «Мастер и Маргарита», воплощая в образе Маргариты в первую очередь свою Елену. Пишет, правит и пишет вновь. В 1936 году роман был в основном закончен, но ни одно издательство не решается его печатать.
К концу 1939 года у Михаила Афанасьевича стали проявляться симптомы болезни, от которой умер его отец. Как врач, Булгаков знал, что перспективы у него мрачные.
В начале 1940 года он окончательно слёг. Днём и ночью Елена Сергеевна не отходит от его постели, устроившись на полу у изголовья. Регулярно приходит врач, делает больному уколы. Булгаков стремительно теряет зрение: он уже не может читать текст. Затем начались провалы в памяти. Елену Сергеевну называет Маргаритой, просит принести подаренную ею чёрную шапочку с вышитой буквой «М». Потом наступает облегчение. Сознание проясняется; он просит, чтобы жена хлопотала о публикации «Мастера и Маргариты». Сквозь слёзы она кивает ... Он перестаёт жаловаться на боль и, улыбаясь, засыпает, Положив голову на край постели, уснула и Елена Сергеевна. На рассвете, не открывая глаз, она прикоснулась рукой к его лицу... Муж был мёртв. Случилось это 10 марта 1940 года.
ГОДЫ БЕЗ МАСТЕРА
После смерти мужа Елена Сергеевна унаследовала лишь квартиру в Нащокинском переулке, да права на литературные и драматические произведения, более или менее активная публикация и постановка которых начались лишь в 1960-е годы. Не имея сколько-нибудь значительных сбережений,
Елена Сергеевна подрабатывала печатанием на машинке и переводами с французского.
Брату писателя, Н.А.Булгакову Елена Сергеевна писала: «Я делаю всё, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность [...] Это - цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню всё».
Елена Сергеевна действительно всеми возможными и невозможными средствами добивалась издания трудов мужа. Свято берегла его рукописи. И делала буквально всё, чтобы опубликовать роман «Мастер и Маргарита».
В июле 1946 года она обращается с письмом непосредственно к Сталину:« Умирая, Булгаков завещал мне написать Вам, твёрдо веря, что Вы захотите решить и решите вопрос о праве существования на книжной полке собрания сочинений Булгакова». Никакой реакции не последовало.
Первый сборник из двух булгаковских пьес, «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин», Елене Сергеевне удалось издать только после смерти Сталина, в 1955 году. Она сохранила обширный булгаковский архив, большую часть которого передала в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а меньшую - Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому).
В начале 1960-х годов председателем комиссии по булгаковскому наследию назначили Константина Симонова. Елена Сергеевна просила его прочесть рукопись романа, но тот никак не мог собраться. Случайно она узнала, что Симонов едет за границу. Елена Сергеевна напросилась в гости к жене Симонова и незаметно сунула «Мастера и Маргариту» в сумку Константина Михайловича. Через неделю её разбудил телефонный звонок. Голос Симонова буквально срывался: «Это гениально!.. Я не понимаю, как вы могли скрывать это от меня?!» Симонов пустил в ход все свои связи и авторитет - и в 1966-67 годах роман опубликовали в журнале «Москва».
Она добилась публикации незаконченного «Театрального романа», переиздания в полном виде «Белой гвардии», «Записок юного врача», издания большинства пьес. Елена Сергеевна скончалась 18 июля 1970 года и похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с Михаилом Булгаковым.
|