Карелию (северо-запад России) можно назвать полноценным мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся важной частью культурного ландшафта. Во II веке н. э. древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал:«Существует исконное древнее учение, которым занимались древнейшие народы и государства и мудрые люди - египтяне, ассирийцы, гипероорейцы, кельтские друиды и геты...». Очень немногое из этого «исконного учения» сохранилось до наших дней, и одна из самых больших загадок такого рода реликтов - мегалитические сооружения, исполнявшие некогда религиозные, астрономические и магические функции, служившие, как показывают современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными «скрытыми силами Природы». Наибольшее распространение имеет, несомненно, специфический тип почитаемых камней с изображениями, получивший в России название «следовики». Они могут быть очень различны и по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и даже по характеру самих изображений, которые меняются в широком диапазоне от явно искусственных, с чёткой проработкой контуров, до маловыразительных и практически наверняка естественных. Но их общей чертой всегда остаётся то, что в народном восприятии данные изображения являются следами - «Божьими», «Бесовыми», «Чёртовыми», следами Богородицы или различных святых и т. д - даже в тех случаях, когда само изображение лишь отдалённо напоминает по форме след. Камни-следовики очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от «нормальных» до огромных), и их «природа» (известны, помимо человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и предположительно определяемый возраст «следов». При том, что существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке приводит исследователей известная связь камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы. В Карелии даже официально «зарегистрированных» камней-следовиков достаточно много, но самым известным примером такого рода «артефакта» могут послужить знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трёх сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III - началом II тысячелетия до н. э. - так называемые «Бесовы Следки». По большей части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы...). На фоне этого разнообразия выделяется цепочка следов, приводящая к изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся символом некоего божества. На рисунке изображён некий человек, стоящий на одной ноге, с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом. Зта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и российских исследователей не получила серьёзного осмысления. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга», или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» человека (шамана, мага), стоящего в этой позе, прямо связана с чрезвычайно архаическими культами богов Смерти и магии (сравните Одноглазого Одина в скандинавской Традиции, одноногую Бабу-Ягу - в славянской, одноногих Стражей Иного мира в валлийском эпосе и т. д.). В древности считалось, что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и в Ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым - Иной Мир (мир духов). На изображении, на наш взгляд, именно шаман (маг) в сакральной позе. Считается, что именно этот образ открывает «некий путь» в сакральные тайны Белого моря, свидетельствующие о далёком гиперборейском прошлом современного российского Северо-Запада. Выбитая на скалах цепочка следов, с заложенным в них глубоким магическим смыслом, выполняет свою вполне конкретную роль, не понятую учёными, но прекрасно осознаваемую «местным людом»: дольмены, сейды, каменные лабиринты, камни-следовики - всё это входы в невидимый мир таинственных древних сил. На протяжении веков многим из этих памятников среди местного населения сопутствовала традиция - пересказы преданий, повествующих о происхождении камней или знаков на них, обрядовая практика - молебны. Культовым камням приписывались чудодейственные целебные свойства. В стародавние времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди не только понимали язык зверей и растений, но при помощи магии могли изменять структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова легенда, до сих пор бытующая в Карелии, позволяющая местному населению свято хранить легендарные страницы прошлых времён. К науке, конечно, это не имеет отношения, но, как говорят старики, «имеет отношение к жизни». Существует много свидетел ьств о целеб-, ных свойствах следовиков. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в их углублениях, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Многие деревенские жители Карелии свято верят в волшебную силу загадочных камней. Когда же возникло почитание этих камней и связано ли оно с каким-то религиозным культом, религиозными традициями? В научных статьях часто высказывается мнение о том, что камни-следовики связаны с культом предков, с почитанием умерших. Зарождение почитания камней определялось особенностями религиозного мировоззрения. Следообразная выбоина становилась «следом» божества, которому люди поклонялись. Также имеется связь происхождения следов на камнях с деятельностью христианских святых. Известия о валунах с выбитыми на них следами птиц, зверей и человека, «отпечатками» рук, ног и подков, крестами различных типов, углублениями в виде чаш, точек и других непонятных знаков удивляют историков и краеведов. Никто не может точно сказать, какое назначение имели камни, тем более, что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было. Их принято связывать с древнейшими арийскими верованиями, в частности, с легендой о трёх шагах Вишну, символизирующих движение Солнца от восхода через точку в зените и до заката. Камни-следовики - немые свидетели древнейшего продвижения с Севера на Юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов. Своеобразным открытием стал рассказ одной из жительниц небольшой деревеньки близ Водлозера, которая случайно обнаружила на его берегу большой камень с зеркальным изображением православного креста. И если мысленно поднять этот крест, то он укажет направление на ту возвышенность, где в прошлом предками оыла построена православная церковь. Длина креста - 70 см, ширина - 40 см. Изображение отчётливо просматривается по всей длине камня. Является ли оно естественным рисунком камня, или крест высекли на камне - ответить трудно, а близость к прежде находившейся здесь церкви делает это изображение таинственным знаком. В Институте геологии Карельского Филиала Академии наук РФ считают, что углубления в камнях являются естественными. Можно было бы с этим полностью согласиться, если бы не утверждения людей о целебных свойствах воды, и не многие загадочные вопросы, на которые пока нет ответов. Камни-следовики упорно продолжают хранить свои тайны.
|