Существует версия, согласно которой в глазах умирающего отражается последняя увиденная им картина. Некоторые убийцы даже выкалывали жертвам глаза из боязни оставить визуальный отпечаток на сетчатке трупа. Многие врачи отмечают, что за мгновение перед смертью сознание человека прояснялось. Агония прекращалась, часто умирающий произносил некую осмысленную фразу, а потом его душа покидала тело. Что же происходит в последние мгновения жизни? В последнем жизненном рывке организм мобилизует все оставшиеся в его распоряжении резервы. Предельно расширяются зрачки, воля к жизни обостряет чувства, обнажает скрытые способности... По-видимому, каждый из нас знаком с эффектом «послеизображения». Если долго всматриваться в обозреваемый предмет, а потом неожиданно убрать его из поля видимости, то изображение какое-то время сохраняется перед глазами. Учёные считают, что у человека на пороге смерти «послеизображение» остаётся дольше. Первые опыты Доктор Алекс Коуфорд считает, что фотография последней мысли, в принципе, возможна. Поскольку фотография «послеизображения» появляется на сетчатке, а между ней и фотоплёнкой находится оптическая система глаза (объектив-глаз, фокусное расстояние, выдержка освещённость и д.), то отчётливый снимок можно получить, когда несущие образ лучи, отражённые от глазного дна, сфокусируются на фотоплёнке. Ещё в 1910 году профессор Томокичи Фукараи проводил в Японии телепатические опыты с женщиной-медиумом. Во время эксперимента непроявленная фотопластина помещалась между двумя другими. При проявлении сосредоточенного мысленного воздействия в состоянии предельной концентрации и напряжения медиума на средней пластине проявлялись иероглифы и простые рисунки, мысленно передаваемые женщиной. Значительно позже в России психиатр Крохалев из Пензы изучал галлюцинирующего пациента. Нарушение восприятия было связано с навязчивой темой: больной постоянно видел над своей головой лунное небо. При проявлении фотографии глаз больного, на ней появилась полная луна в виде круглого светлого пятна на тёмном фоне. ФЕНОМЕН ПОРТЬЕ Американский психолог Юлий Эйкзенбуд впервые занялся изучением феномена фотографирования мысли. Поводом к началу подобных исследований послужила его встреча с портье чикагского отеля Тедом Сериосом, который оказался уникальным человеком. Эйкзенбуд направлял объектив «полароида» на глаза Сериоза. Одни из кадров оказывались полностью засвеченными, другие оставались белыми, на третьих проявлялось изображение лица фотографируемого. Иногда на снимках проступали смутные очертания каких-то зданий, силуэты людей, тени автомашин. Любопытно, что расплывчатое изображение занимало лишь часть поверхности снимка. Изучая полученные результаты, врач пришёл к выводу, что испытуемый обладает феноменальной способностью фиксировать на фотоплёнке свои воспоминания и мысленные картины. Встал вопрос, каким образом плёнка фиксировала мысли? В своё время был поставлен эксперимент, в результате которого учёные пришли к выводу, что в ходе осматривания предмета глаз человека совершает большое число микродвижений. Взгляд как бы обшаривает предмет, луч от него попадает в глаз и непрерывно скользит по палочкам-колбочкам, устилающим сетчатку. Возбуждаемая в них энергия передаётся по зрительному нерву в мозг для опознания предмета. В случае с Серио-зом имел место обратный процесс. Мозг направлял обратные сигналы в виде зрительных образов по соответствующему нерву на сетчатку. Глаз снова совершал микродвижения, как бы рассматривая образы на невидимом внутреннем экране. При определённой подсветке они стали «видимыми» для фотоаппарата экспериментатора. Итак, объяснение было найдено: мысль создаёт картину, фотоаппарат обратным процессом при соответствующих условиях фиксирует её на плёнку. Однако дальнейшие эксперименты поставили Эйкзенбуда в тупик. Выяснилось, что снимок получался и в том случае, когда испытуемый прикрывал объектив фотоаппарата ладонью. Когда Тед переводил взгляд с запечатанного конверта, в котором находилась репродукция, на объектив фотоаппарата, на снимках появлялись размытые очертания картинки. Обнаружилось, что способности испытуемого возрастали, когда он находился в состоянии алкогольного опьянения. И уж совсем непонятны были неточности, проявляющиеся при фотографировании мысленного взора. Самые необъяснимые изображения получились при «фотографировании» взглядом магазина в столице Колорадо. Когда-то давно это предприятие называлось совсем по-другому и никогда ранее не фотографировалось. На фотографии мысленного взора проявилось изображение магазина в таком виде, в котором он существовал когда-то. Как произошёл этот сдвиг во времени, остаётся загадкой. Кстати, чтобы избежать обвинений в фальсификации, Тед перед опытом не только закатывал рукава, но даже снимал рубашку. МЕЧТА ФРЕЙДА В принципе, возможно фотографирование не только мыслей, но и снов. Если подсветить глазное дно спящего человека во время быстрых движений глаз, то можно зафиксировать сновидение. Здесь существуют две проблемы: глаза спящего, как правило, закрыты. Кроме того, у заснувшего они сфокусированы не так, как у бодрствующего. Поэтому трудность заключается в согласовании двух оптических систем - внешней и внутренней. Более сложной является проблема совмещения внешнего и внутреннего времени. Во время фазы быстрого сна часы укладываются для спящего в секунды. Но и эта проблема разрешима, если оцифровать видеосигнал и провести компьютерное считывание информации. Если просмотр чужих снов воспринимать как захватывающий кинофильм, который будет состоять из отдельных эпизодов, то его съёмку надо производить в свер-хускоренном режиме, а просмотр -в замедленном.
|