Главная » 2010 » Декабрь » 6 » Вулкан Кракатау

Вулкан Кракатау
Рубрика: Катастрофы
Статья размещена: 06.12.10

Вулкан Кракатау

Посмотрите, парни, какой гриб поднялся над той горой!» - завопил вахтенный германского судна «Елизавета» ранним утром 20 мая 1883 года.

Экипаж тут же высыпал на палубу, и поражённым морякам открылась потрясающая картина: зловещее грибообразное облако стремительно разрасталось, заслоняя собой горизонт. Палубу и воды тёплого Зондского пролива, разделяющего индонезийские острова Ява и Суматра, засыпал обильный пепел. Вдали слышались взрывы. Капитан «Елизаветы» отдал приказ прибавить ход, чтобы поскорее миновать проклятое место. Морякам было невдомёк, что так проявлял свой коварный характер вулкан Кракатау.

В следующую неделю взрывы и выбросы пепла повторялись, землю сотрясали сильные толчки. В июне активность вулкана несколько ослабла, но в июле окрестности Кракатау продолжали сотрясать сильные взрывы.

До конца августа взрывами было вынесено значительное количество пород, что привело к опустошению «подземной камеры» под Кракатау.

Роковыми для жителей окрестных островов стали последние дни августа. Утром 27-го выбросы пепла достигли высоты 30 километров. Небо почернело, воздух был наэлектризован. Небольшие суда, бороздившие волны Зондского пролива, заливались волнами или выбрасывались на сушу. Густые тучи пепла покрыли палубы более крупных кораблей. Низвергались громадные глыбы. К двум часам ночи пепел на палубах судов образовал слой метровой толщины. На горе Кракатау раздавался грохот и ежеминутно показывались яркие молнии. Атмосфера наэлектризовалась настолько, что на снастях и на мачтах были видны огоньки святого Эльма, извивавшиеся подобно ярким огненным змеям.

Все металлические части судов били мореходов током. Началась паника, некоторые моряки с криками «Дьявол захватил наше судно!» прыгали за борт и погибали в волнах...

А на следующий день большая часть острова Кракатау под собственной тяжестью и давлением толщи воды обрушилась в пустоты ниже уровня моря, увлекая за собой огромную массу океанской воды, соприкосновение которой с магмой вызвало ужасающий взрыв. По оценкам геологов, его сила в 200 тысяч раз превышала силу взрыва атомной бомбы в Хиросиме.

Грохот был отчётливо слышен в радиусе 4 тысячи километров.

Значительная часть вулканических пород разлетелась в радиусе до 500 километров. Такая дальность разлёта была обеспечена подъёмом магмы и горных пород в разреженные слои атмосферы, на высоту до 55 километров. Выпадение пепла наблюдалось в восточной части Индийского океана на огромной площади свыше 4 миллионов квадратных километров. После взрыва от острова Кракатау осталось лишь три  небольших островка: Раката, Раката-Кечил и Сергун.

Извержение вулкана Кракатау породило океанскую волну высотой 30 метров, которая привела к гибели на соседних островах около 36 тысяч человек, в море было смыто 295 городов и селений.

На острове Себеси, лежащем на расстоянии 20 километров от вулкана, погибло всё население. Не случайно Кракатау получил зловещее прозвище «Смертоносный вулкан».

Образовавшая воздушная волна повалила экваториальные леса на побережье Зондского пролива и сорвала крыши с домов и двери с петель в Джакарте - на расстоянии 150 километров от места катастрофы. Атмосфера всей Земли была возмущена взрывом в течение нескольких суток. Воздушная волна обошла Землю 11 раз.

Значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску утренних зорь.

Группы  спасателей,  прибывшие  на  берега  Суматры  и Явы, с ужасом убедились, что берега островов изменились до неузнаваемости. Богатая тропическая растительность исчезла бесследно везде, где только появлялись морские волны. Земля была совершенно голой; серая грязь и продукты извержений, вырванные с корнями деревья, остатки зданий, трупы людей и животных усеяли её.

На месте острова Кракатау разлилось море, и из воды выходил на поверхность лишь старый конус вулкана, который треснул пополам, причём одна его половина упала в море, а другая открыла поразительную картину страшной лаборатории подземных сил.

По мнению учёных, Кракатау -это типичный стратовулкан, поэтому всегда извергался в сопровождении мощнейших взрывов и выбросов огромного количества пепла. Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535-м году.

Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле. К такому выводу пришли учёные-дендрологи, изучившие годичные кольца древних деревьев в разных районах планеты. По некоторым предположениям, это извержение, сопровождавшееся обрушением крупного участка поверхности, образовало Зондский пролив, разделив Суматру и Яву.

Наиболее известные извержения Кракатау в исторический период имели место в 1680 и 1883 годах. Последнее извержение практически уничтожило остров, на котором располагался вулкан.

Но и в наши дни не утихает активность индонезийских вулканов. В конце октября 2010 года проснулся знаменитый Анак-Кракатау (Сын Кракатау). Извержение началось на северо-западном берегу индонезийского острова Ява. Ночью вулкан начал выбрасывать огромные столбы пепла. Жители городка Ла-буан, расположенного в 40 километрах от эпицентра, каждые полчаса слышали новые раскаты взрывов. Зондский пролив между Явой и Суматрой затянули облака. Началась эвакуация жителей окрестных деревень.

Со дня своего рождения вулкан Анак-Кракатау пережил 5 основных извержений. Начиная с 1950 года, вулкан вырастал в среднем на 13 сантиметров в неделю. Это соответствует в среднем 6,8 метрам в год. Регулярные извержения происходили с 1994 года.

Анак-Кракатау имеет огромное научное значение, он позволяет исследователям разных стран тщательно изучать вулканическую активность.

В последних числах октября 2010 года резко активизировался и вулкан Мераби (Огненная гора). При его извержении погибло более 400 индонезийцев. 300 человек числятся пропавшими без вести. Жители окрестных селений в ужасе покинули родные места.

Извержение было спровоцировано мощным (7,5 балла) землетрясением. Оно стало причиной возникновения локального цунами.

Прибытие спасателей и доставка гуманитарной помощи затруднялись тем обстоятельством, что практически все дороги были размыты или завалены деревьями.

Эти события подтверждают, что по степени глобальных катастрофических последствий землетрясения и вулканы по-прежнему занимают лидирующее положение и несут жителям планеты неисчислимые бедствия.